Капитан первого ранга, командир атомной подводной лодки "Нерпа". Был одним из обвиняемых по делу об аварии на ней.
Дмитрий Борисович Лаврентьев упоминался в СМИ как гвардии капитан 1 ранга. В сентябре 2005 года он стал командиром атомной подводной лодки (АПЛ) "Нерпа".
В июне 2006 года лодка под командованием Лаврентьева была спущена на воду. Летом 2008 года стало известно, что "Нерпа" в сентябре 2009 года должна быть передана в лизинг военно-морскому флоту Индии, где она получит название "Чакра" (Chakra). Уже в сентябре 2008 года появилось опровержение этой информации, однако несмотря на это СМИ и в дальнейшем неоднократно упоминали о планах передачи "Нерпы" Индии. 27 октября 2008 года "Нерпа" вышла со сдаточной базы ОАО "Амурский судостроительный завод" в открытое море и отправилась на ходовые испытания. В том же месяце она совершила первое погружение.
8 ноября 2008 года в результате того, что несанкционированно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), на "Нерпе" началась подача фреона в жилые отсеки. Газ попал в легкие находившихся там людей, что привело к гибели 3 военнослужащих и 17 гражданских лиц из сдаточной команды. Кроме того, еще 21 человек был госпитализирован с химическим отравлением. Впоследствии упоминалось, что вместо смеси фреона и малотоксичного тетрафтордибромэтана в системе пожаротушения была смесь фреона и ядовитого вещества тетрахлорэтилена. Однако, как отмечали СМИ, установить поставщиков смеси не удалось.
Через несколько дней после аварии, 13 ноября 2008 года, был арестован машинист трюмной группы, контрактник Дмитрий Гробов, которого объявили виновником аварии. Во время следствия он признался в том, что включил систему пожаротушения. Однако и у экспертов-подводников, и у сослуживцев моряка возникали подозрения, что признательные показания тот дал под давлением. Тем не менее 24 ноября 2008 года Гробову было предъявлено обвинение по части 3 статьи 109 Уголовного кодекса РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам).
По сведениям "Коммерсанта", Лаврентьев стал фигурантом уголовного дела уже в 2009 году. Ему, а также и капитану первого ранга Сергею Захарченко - бывшему командиру бригады, в которую входила лодка - предъявили обвинения по части 3 статьи 293 УК РФ ("халатность"), заподозрив их в плохой подготовке подчиненных. Однако с Захарченко обвинения впоследствии были сняты).
В марте 2011 года дела Лаврентьева и Гробова были переданы в суд . В утвержденном обвинительном заключении статья, по которой обвинялся Лаврентьев, была изменена: его стали обвинять не в халатности, а в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц (пункт "в" статьи 286 УК РФ). Между тем, несмотря на возбужденное в отношении него уголовное дело и выдвинутые обвинения, офицер и по данным на апрель 2011 года продолжал оставаться командиром экипажа "Нерпы".
Адвокат Лаврентьева Александр Кулаков заявлял, что истинной причиной трагедии является "нарушение своих служебных обязанностей рядом должностных лиц промышленности, бессовестное воровство государственных средств при строительстве лодки", имея в виду ситуацию с фреоном. Офицеры же штаба флота в неофициальных беседах с журналистами говорили, что причиной аварии считают "техническое несовершенство лодки, сбои в программном обеспечении компьютерных систем АПЛ".
В апреле 2011 года стало известно, что дело Лаврентьева и Гробова будет рассматривать суд присяжных. В мае того же года в Тихоокеанском флотском военном суде в закрытом режиме начались слушания по делу.
30 сентября 2011 года коллегия присяжных вынесла оправдательный вердикт по делу об аварии на "Нерпе", при этом присяжные не признали факта подачи огнегасящей смеси в отсеки лодки. На основании этого вердикта 14 октября того же года Тихоокеанский флотский военный суд оправдал Лаврентьева и Гробова. Однако 3 мая 2012 года Военная коллегия Верховного суда РФ отправила их дело на новое рассмотрение.
Сослуживцы Лаврентьева не верили в его виновность и рассказывали, что он был хорошим командиром и строгим начальником. В мае 2011 года работники Амурского судостроительного завода выступили с открытым письмом, в котором попросили пересмотреть материалы уголовного дела в отношении Лаврентьева, отмечая, что именно его действия в момент аварии свели человеческие жертвы к минимуму.