Популярные личности

Дмитрий Ковтюлев

Летчик истребитель
На фото Дмитрий Ковтюлев
Категория:
Дата рождения:
1918-11-07
Место рождения:
с. Бойдолово, Псковская область, Россия
Дата смерти:
1945-10-01
Место смерти:
Невеле, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Младший лейтенант Д. Ф. Ковтюлев совершил 141 боевой вылет, провёл 44 воздушных боя, в которых уничтожил лично 5 самолётов противника и 7 в составе группы. 30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился 7 Ноября 1918 года в деревне Бойдолово, ныне Невельского района Псковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в городе Невеле. Работал токарем на одном из заводов. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии и в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

Участвовал в освободительном походе Советских войск в Западную Украину в 1939 году и Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. К 15 Февраля 1942 года командир эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка ( 140-я истребительная авиационная дивизия, Калининский фронт ) Младший лейтенант Д. Ф. Ковтюлев совершил 141 боевой вылет, провёл 44 воздушных боя, в которых уничтожил лично 5 самолётов противника и 7 в составе группы. 30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Феврале 1944 года, после тяжёлого ранения, Капитан Д. Ф. Ковтюлев ушёл в запас. Награждён орденом Ленина, медалями. Умер 1 Октября 1945 года. Похоронен в городе Невеле.

* * *

Морозным Февральским днём 1942 года шестёрка советских истребителей, поднявшись с полевого аэродрома, взяла курс через линию фронта, на совхоз "Дугино". По данным разведки, близ "Дугино" противник соорудил большой аэродром.

Командир группы Младший лейтенант Дмитрий Ковтюлев, крепко сжимая штурвал самолёта, уверенно вел машину. Под ней проплывала Сычёвка. Окрест - чёрные пепелища сожжённых деревень.

При подходе к цели вокруг наших самолётов заклубились чёрные взрывы снарядов вражеских зенитных установок. Не теряя ни секунды, Дмитрий Ковтюлев умелым маневром вывел свои машины из зоны заградительного огня и тут же увидел аэродром, на котором стояли вражеские самолёты.

Советские истребители устремились на цель. С бреющего полета они разили огнём построенные в несколько рядов машины противника. За первым заходом последовал второй, третий...

А между тем в машине Ковтюлева бензиномер показывал: горючего - минимальный запас. Он отдал приказ прекратить штурмовку и повёл группу на свой аэродром. Прошло всего несколько считанных минут полёта, как вдруг появились немецкие истребители. Их было 12.

Командир эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка Дмитрий Ковтюлев был уже опытным воздушным бойцом: с начала войны он совершил более сотни боевых вылетов, участвовал во многих схватках и одержал несколько побед. Он понимал: если сейчас, когда горючее на исходе, его группа втянется в бой, то погибнут и лётчики, и машины. Что делать ? Какое принять решение ? Времени на размышление уже не было: "Мессершмитты" настигали, ещё мгновение - и завяжется бой, в который вступит он один. Да, да, один против 12. Это единственно правильное решение. Ковтюлев приказывает своим лётчикам не задерживаться, следовать прежним курсом, а сам круто поворачивает свою машину и устремляется навстречу "Мессерам".

Один против двенадцати ! Головной Ме-109 попытался увернуться от лобовой атаки и тут же вспыхнул от меткой пулемётной очереди Ковтюлева. Словно стая стервятников, набросились остальные немецкие истребители на советский самолёт. В морозном воздухе закрутилась головоломная карусель неравного боя. Мужественно и яростно сражался Дмитрий Ковтюлев. Он увертывался от вражеских атак, сам бросался в атаки. А боеприпасы уже на исходе, почти кончилось горючее. Но схватка продолжалась. Противник осыпал "ястребка" градом пуль. "Ястребок" изворачивался. Его фюзеляж был вспорот пулями. На плоскостях - пробоины. Очередная вражеская очередь перебила управление, и "ястребок" перешёл в крутое пикирование. Ковтюлев попытался вылезти из кабины, но тщетно: встречный воздух с огромной силой прижал его к борту. Земля неслась навстречу со страшной быстротой.

Младшему лейтенанту Дмитрию Ковтюлеву казалось: вот и конец... Что ж ? Зато живы его боевые друзья. Теперь они уже вне досягаемости немецких истребителей, и он может умереть с сознанием выполненного долга... И вдруг он увидел стремительно приближающиеся заснеженные кроны деревьев. Самолёт ударился об их верхушки, и лётчика выбросило из кабины.

...Дмитрия Ковтюлева нашли наши воины в бессознательном состоянии. Контузия, сотрясение мозга, висящая плетью правая рука - таким доставили его в госпиталь. Началась борьба за жизнь. И в этой борьбе опять же победили железная воля лётчика, непреодолимое желание летать, сражаться с ненавистным врагом. Спустя некоторое время, Ковтюлев вернулся в авиацию. Подвиг лётчика - истребителя Дмитрия Филипповича Ковтюлева был по достоинству оценен нашим народом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 Января 1943 года Младший лейтенант Д. Ф. Ковтюлев был удостоен звания Героя Советского Союза.



Поделиться: