Беседа с зам.директора Гидрометцентра России Дмитрием Киктёвым состоялась 24 января 2008 года.
Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, как давно и при каких обстоятельствах появился проект Meteoinfo.ru?
-Сайт Meteoinfo.ru появился 10 июня 2005 года. Летом нам исполнится 3 года. Предыдущая, первая версия сайта Гидрометцентра России была создана в 2001 году. Она носила другое имя, не имела си
стемы управления контентом, была более аскетичной и "начальной".
Какие задачи стоят перед Meteoinfo.ru? Как вы позиционируете Meteoinfo.ru?
-Meteoinfo.ru - официальный сайт государственного учреждения "Гидрометцентр России". С этим статусом связаны многие возможности (далеко не в полной степе
ни реализованные на сегодняшний день) и "невозможности" тоже.
Meteoinfo.ru задуман как "серьезный" информационный и представительский сайт серьезной организации. Но, думаю, что это совсем не исключает его потенциальной привлекательности для очень широкой аудитории – прогноз погоды интересует прак
тически всех.
Ориентировались ли вы при разработке Meteoinfo.ru на какие-то зарубежные проекты? Каким вам хочется сделать сайт?
-Наиболее авторитетные зарубежные погодные сайты (сайты Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды, МетОфиса Великобритании, метеослужбы США, Японского метео
рологического агенства и др.), сайты крупных первичных производителей прогностической информации не совсем адаптированы для широкого круга посетителей по стилю подачи материала. Они не нацелены на массовую аудиторию и практически не несут рекламы. Они есть продолжение и неотъемлемая часть основного
бизнеса – выпуска прогностических информационных продуктов, которые в некоторых случаях могут быть также и товаром. Ориентация на массовую посещаемость и зарабатывание на рекламе обычно характерна для различного рода сателлитных (иногда очень крупных) проектов.
Каким хочется сделать проект Meteoi
nfo.ru? - высокоинформативным и функциональным, интересным широкому кругу посетителей без заигрывания с ними.
Сколько человек работают над поддержкой Meteoinfo.ru?
-Сегодня это один программист и небольшая группа управления контентом.
Были ли значительные изменения в дизайне Meteoinfo.ru
по сравнению с первыми месяцами жизни сайта?
-С 2005 года общий дизайн Meteoinfo.ru радикально не менялся.
Осознаем, что пора и видим, по каким направлениям это актуально.. Так, например, главная страница симпатична, но неинформативна. Есть и другие вещи, конечно. Будем работать.
Чувствует
е ли вы рост интереса среди рунетчиков к теме погода? Может быть, они стали больше доверять синоптикам, считая, что растет уровень развития соответствующей техники?
По мере развития рунета прибывает посетителей и на погодных сайтах.
Интерес к погоде был всегда. Но, действительно, по мере разви
тия систем наблюдений за атмосферой и океаном, вычислительной техники, прогностических технологий и интернета для удовлетворения этого интереса появляется больше возможностей.
Мировой опыт показывает, что по мере развития экономики интерес к погодной информации возрастает. Действительно, сначала
должны быть удовлетворены некие базовые, более первичные потребности - сначала люди должны быть сытыми и одетыми, а прогнозами погоды в интернете они начинают интересоваться позже… Неповоротливая экономика не может должным образом реагировать на прогностическую информацию. Эффект от ее использования
достижим только при условии, что само производство является достаточно гибким и ведется на высоком уровне.
По вашему мнению, достаточно ли сейчас в рунете сайтов и сервисов, позволяющих узнать погоду?
-Погоду сегодня не прогнозирует только ленивый. В рунете есть прогнозы на любой вкус. Очень
часто и очень ошибочно эти прогнозы ассоциируются с официальными прогнозами гидрометслужбы. Более того, наиболее посещаемые сегодня погодные ресурсы в рунете – это не сайты гидрометслужбы. Это сайты коммерческих организаций, которые более подвижны и свободны в движениях, и могут более адекватно опл
ачивать труд web-специалистов. Интерес к погодной информации делает такого рода web-проекты привлекательными рекламными площадками. Но при этом качество официальных прогнозов гидрометслужбы как правило выше. Другими словами, существует проблема статуса прогностической погодной информации в рунете.
Следует сказать, что в гидрометслужбе есть определенное разграничение областей ответственности прогностических организаций - официальные краткосрочные прогнозы выпускаются региональными структурами Росгидромета, а прогнозы на средние сроки (порядка недели) и дальше - нами. В связи с этим прогнозы
на сегодня и пару дней вперед правильнее искать на сайтах тех региональных структур гидрометслужбы, для которых это территория ответственности. Загвоздка в том, что, к сожалению, за редкими исключениями (такими, как, например, дальневосточный проект "Приморская погода") эти сайты в рунете не очень з
аметны – это связано с проблемой ресурсов и, в значительной степени, с уже сложившейся структурой погодного интернет-рынка... Изменение долей этого рынка сопряжено с серьезной конкуренцией и также требует ресурсов.
Почему пользователи должны использовать для получения информации о погоде сайт Me
teoinfo.ru? Какие есть преимущества у вашего сайта?
-Хочу сказать не только о Meteoinfo.ru, но и о сайтах региональных прогностических подразделений гидрометслужбы. Тут есть наглядная аналогия с медициной. Вы знаете, что аптеках можно купить продукцию разных производителей. Но думаю, что правильн
ее взять ту, на которой написано "Одобрено Минздравом", чем выбирать нечто за яркую упаковку.
Каким образом на Meteoinfo.ru формируется "Прогноз на неделю для 5000 городов мира"? В какой степени можно доверять вашим прогнозам?
-Прогнозы для 5000 городов рассчитываются путем статистической обр
аботки результатов глобальных гидродинамических среднесрочных прогнозов, выпускаемых Гидрометцентром России и несколькими зарубежными центрами. Все разнообразие погодных условий не вмещается в погодные пиктограммки этого раздела, поэтому прогноз для Москвы и Московской области очень рекомендую смотр
еть в разделе http://meteoinfo.ru/egmb - это сформулированный синоптиками развернутый официальный прогноз.
В какой степени можно доверять прогнозам? В разумной, понимая, что ни через год, ни через сотню лет, ни в России, ни в других странах, оно не будет идеальным - просто потому что возможности
и знания человека ограничены.
Что будет дальше? Качество прогнозов будет расти, будут расширяться период полезного прогноза и перечень информационных продуктов. В конце года у нас планируется установить суперкомпьютер. Это обязательно скажется на успешности прогнозов Meteoinfo.ru.
Каким образ
ом на Meteoinfo.ru формируется раздел "Фактические данные"?
-За этим стоит информационная система Всемирной службы погоды. Гидрометцентр России как оперативно-прогностическая структура Мирового метеорологического центра "Москва" является частью этой грандиозной системы и играет в ней важную роль.
Погода на знает границ, поэтому между метеослужбами разных стран существует тесное взаимодействие и информационный обмен. То, что мы видим на сайте – это лишь мизерная часть ежедневно поступающих к нам данных со всего мира.
К каким темам на Meteoinfo.ru существует наибольший интерес со стороны
посетителей? Что они чаще всего ищут через строку поиска?
-Львиная доля посетителей интересуется прежде всего прогнозами. С большим отрывом позади – фактическая погода и другие разделы. Ищут, прежде всего, названия городов. И это нормально.
Популярна ли рубрика "Погода - разными глазами"? С к
акой целью она создавалась?
-Официальный статус известного государственного учреждения задает строгий и сдержанный общий тон сайта. "Погода - разными глазами" делает сайт чуть менее сухим и более "человеческим" (хотя и в этом разделе мы должны быть достаточно сдержанны).
Еще недавно этот разде
л назывался "Погода – глазами детей". Расширение его до "Погоды – разными глазами" придумалось пару месяцев назад. Это раздел еще не успел как следует обрасти контентом. Раздел будет расширяться естественным образом в процессе жизни: встретили интересный близкий к нашему предмету материал – размести
ли. Может быть, у кого-то из тех, кто читает эти строки, будут предложения по расширению – мы открыты к сотрудничеству.
По сравнению с разделом "Прогнозы" посещаемость "Погоды - разными глазами" в десятки раз ниже. Но думаю, что у этого раздела богатый потенциал. Воздействие погоды на нашу жизнь
очень многогранно, поэтому взглянуть на погоду можно с огромного количества разных сторон. На мой взгляд, в будущем этот раздел может стать основой для развития вокруг него некого сообщества.
Для чего Meteoinfo.ru имеет еще и английскую версию?
-Английская версия просто должна быть. По статус
у положено, т.к. наша организация вовлечена в широкое международное сотрудничество.
Каким образом раскручивался и рекламировался Meteoinfo.ru?
-Крупномасштабной раскрутки и рекламы проекта не было. Полезным инструментом продвижения являются погодные информеры. В значительной степени продвижен
ию сайта в интернете способствуют другие СМИ, где имя Гидрометцентра России постоянно на слуху.
Сотрудничает ли Meteoinfo.ru с какими-то другими сайтами? С сайтами какой категории вам хотелось бы еще наладить сотрудничество?
-Мы заинтересованы в сотрудничестве с другими проектами, с теми, кто
понимает наши возможности и ограничения. С теми, с кем взаимодействие будет восприниматься естественным.
Каковы отзывы посетителей Meteoinfo.ru о сайте?
-Большинство смотрит на сайт функционально и интересуются, в первую очередь, прогнозами погоды – и это естественно. Какой нормальный челове
к станет писать, что ему понравились прогнозы? Если же прогноз не оправдался – за этим дело не станет... Это специфика нашей работы.
Приходит много разных запросов на погодную информацию. По возможности стараемся помочь, и иногда это пробуждает положительную реакцию.
А отзывы на "Погоду – глаз
ами детей" можно увидеть здесь - http://meteoinfo.ru/otzivi. Жизнеутверждающая страничка.
Какова посещаемость Meteoinfo.ru?
-Пока достаточно скромная. В январе 2008 года - до 28 тысяч уникальных посетителей в сутки.
Можно ли говорить, что Meteoinfo.ru - прибыльный проект?
-Проект Meteo
info.ru ведется не коммерческой структурой, а государственным учреждением. Прибыль за счет размещения рекламы – для нас это сложновато юридически. Прибыль в основном косвенная. Она связана с тем, что с расширением видимости сайта к нам чаще обращаются по вопросам проведения работ, так или иначе связ
анных с нашей основной деятельностью, с прогнозами.
Можно ли узнать немного о ближайших планах Meteoinfo.ru? В каком направлении движется Meteoinfo.ru?
-Будем расширять перечень видов контента на сайте + предпримем шаги по обновлению дизайна + будем рассматривать вопрос о переходе на одну из