Заслуженный артист РФ (2000)
Лучший актер 1988 – 1991 годов по опросу журнала «Советский экран»
Дмитрий Харатьян родился в 1960 году в Ташкентской области в семье инженеров. Его отец преподавал в техническом вузе, а мама работала инженером-строителем. Через три года после рождения сына семья Харатьянов переехала в Подмосковье.
В школе Дмитрий не помышлял об актерской карьере. Как и многие мальчишки, он увлекался спортом - гонял в хоккей и футбол. Другим увлечением была музыка. Дмитрий неплохо играл на гитаре, да и к тому же у него рано обнаружились незаурядные вокальные данные. Это позволило ему стать руководителем вокально-инструментального ансамбля «Аргонавты» в пионерском лагере «Метеор» под Москвой, где он отдыхал с 3 по 10 класс. Вот так вместе с гитарой Дмитрий и попал в кино…
Как это часто бывает, в кино Дмитрий попал благодаря стечению обстоятельств. Когда он учился в десятом классе, одна знакомая девочка Галя (мечтавшая стать актрисой) позвала его вместе с собой на пробы на киностудию. Так получилось, что ей не досталось и эпизода, а Харатьяна режиссер Владимир Меньшов выбрал среди нескольких тысяч претендентов, доверив ему главную роль – романтического мальчика с гитарой Игоря Грушко.
Картину, вышедшую на экраны в 1977 году, зрители встретили очень тепло, а песня Александра Флярковского «Когда уйдем со школьного двора» стала очень популярной. Дмитрий Харатьян в одно мгновение обрел всесоюзную известность, многочисленные поклонницы стали присылать ему письма – все это вполне могло вскружить голову. К счастью этого не произошло.
Дмитрий Харатьян признается: «Наверное, Господь уберег от искушения. Видимо, помогла трезвая оценка своего места в жизни. Голова, конечно, кружилась от успеха, но осталась же на месте. Искушение славой, успехом, властью, богатством - одно из самых серьезных испытаний для человека. Действительно, я в 17 лет проснулся знаменитым. И до сих пор не могу понять, как я прошел через это искушение и сумел сохраниться. Просто чудом... Столько людей ломалось, особенно в раннем возрасте, когда человек еще такой слабый...»
Щепкина
Вслед за «Розыгрышем» Дмитрий был приглашен на главную роль Сергея в мелодраму Анатолия Васильева «Фотография на стене». Так что дальнейшая профессия была предопределена. Правда сразу после школы поступить в театральное училище ему не удалось, и Дмитрий отправился работать в геологоразведочную партию. Но на следующий год он все-таки был принят в Театральное училище имени Щепкина, где учился в мастерской Михаила Ивановича Царева.
Там же в училище Дмитрий встретил свою первую жену Марину. В январе 1984 года у них родилась дочь Александра. Но в дальнейшем семейная жизнь не сложилась, и они расстались.
Одновременно с учебой Дмитрий Харатьян продолжал сниматься в кино. В 1980 году на экраны вышла психологическая драма Вадима Абдрашитова «Охота на лис», где Харатьян сыграл небольшую, но острую, социально и психологически точную роль Кости Стрижака – одну из немногих в своей творческой биографии отрицательных ролей. Затем были небольшие роли в историко-приключенческом фильме «Школа» (по мотивам произведений Гайдара) и в драме «Люди на болоте».
В 1982 году Дмитрий был приглашен режиссером Марленом Хуциевым на роль Пушкина. Харатьян вспоминает: «Когда мне позвонили от Хуциева и предложили эту роль, я подумал, что кто-то очень глупо пошутил. Я спросил у девушки, представившейся ассистенткой Хуциева: «Вы меня давно живьем видели? Бакенбарды у меня вроде бы не растут и даже волосы не вьются». Но потом Хуциев объяснил, что видел меня в дипломном фильме одного молодого режиссера. Я там в роли лейтенанта ехал на танке, весь испачканный, и был похож не на Пушкина, а на Ганнибала. Хуциев, видимо, проследил эту родственную параллель и стал меня пробовать».
Однако эта роль так и не состоялась. Причиной стал худсовет Госкино, где Хуциеву заявили: «Марлен Мартынович, вы с ума сошли! Пушкин - гений русского народа, а тут какой-то подросток, да еще с фамилией Харатьян». В результате принципиальный Хуциев свернул съемки картины.
Работа над ролью Пушкина стала причиной того, что Харатьян упустил возможно
ть распределения в театр – в 1982 году он как раз окончил училище. В результате он стал киноактером. Уже в следующем году на экраны вышел приключенческий фильм «Зеленый фургон», где Харатьян блестяще сыграл роль следователя Володи Патрикеева. Эта работа утвердила его в амплуа романтического героя, одновременно продемонстрировав и комедийный талант актера.
В том же году Харатьян снялся в роли молодого автогонщика Григория Яковлева в спортивной драме «Скорость». А вот в комедии Карена Шахназарова «Мы из джаза» ему сняться не удалось. Дмитрий должен был сыграть главную роль, но и здесь вмешался худсовет – им опять не понравилась фамилия. В результате утвержден был утвержден Игорь Скляр. «Очень жаль этот фильм, потому что на пробах у Карена я был в ударе, играл свободно и легко, и с артистами, и с режиссером работал душа в душу», - говорит Дмитрий Харатьян.
В 1984 году, когда Дмитрию исполнилось 24 года, его призвали в армию. К тому времени он был уже достаточно известным актером. Он мог бы попробовать и «закосить», но, как признается сам, не позволила совесть. Правда, он попытался облегчить условия службы, устроившись в какой-нибудь военный ансамбль. Однако из этой затеи у него ничего не вышло.
В призывной комиссии уже было собирались направить его в ракетные войска, но тут один лейтенант опознал в нем популярного актера. Он то и поспособствовал распределению Дмитрия в Москву, в пожарную часть № 5103. Но это нисколько не облегчило ему службу…
Уже с первых дней ему пришлось столкнуться с неуставными отношениями. Причем известность в этом ему ни сколько не помогла. Скорее наоборот, некоторым военнослужащим особенно нравилось подчеркнуть свое превосходство над знаменитым сослуживцем. Так что пришлось ему на себе испытать и унижения, и драки, и губу…
И все-таки… «Не жалею, что отслужил, - признается Харатьян. - Армия очень дисциплинирует, так как ты рассчитываешь только на собственные силы. <…> Вообще, армия - это отдельная тема в жизни, очень серьезное испытание. Но для меня - нужное и
олезное».
В «Гардемаринов» Дмитрий Харатьян попал не сразу. Первоначально роль Алеши Корсака должен был играть Юрий Мороз. Вместе с другими героями - Сергеем Жигуновым и Владимиром Шевельковым он уже было приступил к съемкам. Но в дальнейшем он сам отказался от роли по причине того, что в то время оканчивал последний курс ВГИКа и был занят дипломной работой.
Режиссеру фильма Светлане Дружининой пришлось срочно искать замену. Харатьяна ей предложил посмотреть ее муж, оператор Анатолий Мукасей. Дмитрия пригласили на съемочную площадку, а так как съемки уже были в самом разгаре, то пробы проводить не стали. Светлана Дружинина просто дала ему ноты и слова и попросила спеть. Как только Харатьян запел: «Весна без листвы, как жизнь без любви…» - она сказала: «Это он».
Фильм «Гардемарины, вперед!» вышел на экраны в 1987 году и сразу же произвел настоящий фурор. Гардемаринов тут же окрестили «русскими мушкетерами», и это не случайно. Захватывающий сюжет, прекрасные песни, красивые, бесстрашные герои – все это в какой то степени перекликалось со знаменитым фильмом о Д’Артаньяне. В свое время кумирами стали Боярский, Смехов, Старыгин и Смирницкий, теперь – Харатьян, Жигунов и Шевельков.
Дмитрий Харатьян вспоминает: «После «Гардемаринов» началось какое-то безумие. Письма приходили пачками, кто-то писал, что собирается от меня родить, кто-то уже родил, кто-то назвал своего сына Димой, кто-то Алешей (в честь моего персонажа). Одна девушка вообще приехала с Украины с чемоданами на мне «жениться»...
Образ «русского мушкетера» Алеши Корсака в костюмно-историческом телесериале на многие годы стала «визитной карточкой» Харатьяна. После выхода фильма актер четыре года подряд удерживал звание самого популярного артиста страны по версии журнала «Советский экран».
После «Гардемаринов» Дмитрий Харатьян стал настоящей кинозвездой. Теперь уже зрители ждали каждой его новой работы. И они поспешили последовать – удачные и не очень...
Среди комедий конца 80-х – начала 90-х следу
т отметить картину Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Фильм имел неплохой успех у зрителей, хотя и был значительно слабее предыдущих работ этого прославленного режиссера. Главную роль частного детектива Димы Пузырева должен был сыграть Александр Кузнецов, известный по фильму «Джек Восьмеркин – американец». Но по объективным причинам он вынужден был отказаться от съемок. Тогда и пригласили Дмитрия Харатьяна.
Актер в очередной раз продемонстрировал несомненное комедийное дарование, и следующую свою картину, «На Дерибасовской хорошая погода...» (1992), Гайдай ставил специально для него. Однако следует признать, эта комедия была еще слабее предыдущей.
Первая половина 90-х вообще выдалась для Дмитрия Харатьяна очень насыщенной в плане работы в кино. Комедийный талант Харатьяна использовал и режиссер Анатолий Эйрамджан, пригласивший его сыграть несколько гротескных ролей в фильме «Новый Одеон» (1992), а два годя спустя – одну из ролей в фильме «Жених из Майами».
Широкий резонанс, причем именно из-за Харатьяна, вызвала картина Андрея Разумовского «Мордашка» (1990). В этом фильме Дмитрий неожиданно для всех сыграл хамоватого альфонса Гену, чем поверг многих своих поклонников в шок. Некоторые и вовсе выражали открытое возмущение этой ролью.
В 1991 году на экраны вышел второй фильм о гардемаринах – «Виват, гардемарины!». Здесь вновь снялись Дмитрий Харатьян и Сергей Жигунов, а Владимира Шевелькова заменили на Михаила Мамаева. Фильм получился неплохим, но до уровня первых «Гардемаринов» не дотягивал. Одной из причин стало то, что в главные герои были выведена молодая Екатерина (Кристина Орбакайте). Гардемаринам же отводилась роль фона. Они ездили на лошадях, сражались… Лишь герой Михаила Мамаева в какой-то степени создавал некоторую интригу, будучи влюбленным в будущую императрицу. Год спустя, вышли «Гардемарины-III», где на первые роли выдвинулся уже Александр Домогаров...
Несомненной удачей актера следует считать его роль в картине Юрия Мороза (того самого, которого Харатья
заменил в первых «Гардамаринах») «Черный квадрат». В этом политическом детективе Дмитрию довелось сниматься с выдающимся актером Виталием Соломиным. В фильме их герои расследовали убийство, в котором оказывались замешаны высшие руководители государства.
Яркую, хотя и небольшую роль летчика Дмитрий Харатьян сыграл в картине «Сердца трех-2», в которой снялись и его давние друзья Сергей Жигунов и Владимир Шевельков. Еще одна большая удача актера работа в фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» режиссера Юнгвальд-Хилькевича. Здесь Харатьян сыграл две прямо противоположные роли – короля Франции Людовика ХIV и его брата-близнеца.
А вот фильм «Тараканьи бега» (1993) Харатьян считает одним из самых неудачных в своей карьере. Равно как и «Таинственный узник», в котором актер снялся еще в 1986 году. И все же на вопрос – если бы открутить время назад, отказался бы он от этих фильмов – он отвечает: «Нет, не отказался бы. Это было в моей жизни, и продолжает быть. Это мой путь, мой опыт, и положительный и отрицательный. Все, что приходит с этим опытом в мою жизнь, - позитивно».
В середине 90-х наконец-то произошли изменения в личной жизни актера. С молодой актрисой Мариной Майко Дмитрий познакомился еще в 1990 году на съемках фильма «Операция Кооперация». (Марина в то время снималась в фильме «Закат»). Между ними вспыхнула любовь, но официально свои отношения они оформили лишь в 1996 году. Спустя два года у супругов родился сын Иван.
А вот в творческой жизни актера возникли некоторые затруднения. Отечественный кинематограф был в упадке. Ища выход из сложившейся ситуации, Дмитрий Харатьян в 1995 году вместе с друзьями актрисой Мариной Левтовой и ее мужем режиссером Юрием Морозом, открыл клуб «Кино», в котором стал арт-директором.
В том же году Сергей Жигунов приступил к съемкам первого масштабного костюмного сериала в России. Для экранизации был выбран знаменитый роман Александра Дюма «Королева Марго». На роль Ла Моля он пригласил своего давнего друга Дмит
ия Харатьяна, а сам сыграл его товарища Коконнаса.
После окончания съемок, когда шло озвучание фильма, между Сергеем Жигуновым и Дмитрием Харатьяном произошел инцидент, повлекший за собой разрыв их дружеских отношений. Оба они не любят ворошить прошлое, не будем и мы. Но к большому сожалению их поклонников отношения так не были восстановлены…
Вторая половина 90-х ознаменовалась приходом Дмитрия Харатьяна в театр (напомним, что после окончания театрального училища театральной деятельностью актер не занимался). В 1997 он дебютировал на сцене в роли мечтателя и романтика Джорджа в спектакле «О мышах и людях» по повести Джона Стейнбека (режиссер М.Горевой), поставленном театральным товариществом «Московская антреприза».
С конца 90-х годов в России стало сниматься много различных сериалов. Вновь оказался востребован и Дмитрий Харатьян. Вместе со своей женой Мариной Майко он был приглашен Светланой Дружининой в историческую киноэпопею «Тайны дворцовых переворотов». Здесь Дмитрий блестяще исполнил роль Долгорукого - наставника юного Петра II, Марина же сыграла дочь Меньшикова. В этой картине было задействовано целое созвездие великолепных актеров: Сергей Шакуров, Алексей Жарков, Наталья Егорова, Николай Караченцов, Наталья Гундарева, Елена Корикова, Георгий Мартынюк, Владимир Ильин, Марина Яковлева, Наталья Фатеева, Александр Лазарев, Александр Белявский и многие другие. Актеры высшего класса! Неслучайно, сериал вышедший в 2000 году имел большой зрительский успех.
В том же 2000 году Харатьян сыграл в детективных сериалах «Маросейка 12» и «Каменская» (серии «Смерть и немного любви» и «Убийца поневоле»).
Кстати, именно с «Дворцовых переворотов» начало меняться амплуа Дмитрия Харатьяна. Теперь его все чаще стали приглашать на роли так называемых «обаятельных мерзавцев». Тогда он признавался: «Я понимаю, что иду на большой риск, потому что зрителям это может не понравиться. Ведь они полюбили меня в образе положительного героя. Но измениться я все-таки решился и теперь, начиная с «Та
н дворцовых переворотов» Светланы Дружининой, играю исключительно обаятельных мерзавцев, мерзопакостных гаденышей и отпетых негодяев». Время показало, что и в этом амплуа Дмитрий по-прежнему любим зрителями.
С 2002 года Дмитрий Харатьян стал пробовать себя на поприще продюсера. Первым его опытом стала мелодрама «Атлантида» (режиссер Александр Павловский), в которой Харатьян также сыграл одну из главных ролей. Картина получила специальный приз на фестивале «Кинотавр». Дмитрий Харатьян признается: «Фильм «Атлантида» - знаковый не только в моей биографии, но, думаю, он важен и для огромного количества людей, живущих в нашей стране. Все, что с ним связано, для меня очень дорого».
Спустя два года Харатьян выступил в качестве продюсера фильма Сергея Урсуляка «Долгое прощание» по Трифонову, а чуть позже - фильма «День победы среди войны», рассказывающего о судьбе музыкантов в блокадном Ленинграде.
Самой яркой актерской работой Дмитрия Харатьяна за последние годы стала комедия «Супертеща для неудачника». Фильм получился потрясающе смешным и интересным, и главная заслуга в этом Дмитрия Харатьяна и Михаила Ефремова – исполнителей главных ролей.
По сценарию бандит Леня (Харатьян) должен найти потерянный шифр от сейфа, где заперты бриллианты, иначе его убьют. Но шифр случайно оказывается у спортивного комментатора Сергея (Ефремова), за которым и начинается охота… В результате в женское платье переодевается сначала герой Ефремова, а затем и герой Харатьяна, что еще более усугубляет комедийный эффект.
«Переодетые женщины - сюжет бродячий, - делится режиссер, - но каждый раз его можно по-разному пересказывать. В этом фильме я решила показать классические отношения зятя и тещи. Я заставила мужчину - Ефремова - переодеться в тещу. На пробах пересмотрела многих мужчин, каждого переодевала в даму. Из Ефремова и Харатьяна получились отличные тетеньки. Ефремов - вариант Раневской, а Харатьян - лирическая тургеневская барышня, беременная, как водится».