Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Дмитрию Васильевичу Емлютину присвоено 2 сентября 1942 года за особые заслуги в развитии партизанского движения в тылу врага и проявленные при этом доблесть и мужество.
Дмитрий Васильевич Емлютин, полковник, командир Объединенных партизанских отрядов Брянского партизанского края. Родился в 1907 году в с. Лбы Навлинского района Брянской области. Русский. После окончания начальной школы был пастухом в родном селе, работал стрелочником и сцепщиком вагонов на станции Брянск-2. В 1929 году был призван в Красную Армию. Окончил школу дивизии особого назначения, затем служил командиром взвода Объединенной военной школы имени ВЦИКа. В 1932 - 1957 годах находился на работе в органах государственной безопасности.
В начале Великой Отечественной войны был начальником районного отделения НКВД. В октябре 1941 года возглавил оперативную группу но организации и руководству партизанским движением в Брянской области, позднее был назначен командиром Объединенных партизанских отрядов и бригад, действовавших на территории Брянской и Орловской областей. После освобождения этих областей работал на ответственных должностях в штабе партизанского движения Центрального фронта и Центральном штабе партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования. За боевые заслуги перед Родиной и безупречную службу в органах КГБ награжден орденами Красного Знамени (1950), Красной Звезды (1945), медалями "За боевые заслуги" (1944), "Партизану Отечественной войны" 1-й степени и тремя другими медалями, а также венгерской настольной медалью "Партизанская слава".
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Дмитрию Васильевичу Емлютину присвоено 2 сентября 1942 года за особые заслуги в развитии партизанского движения в тылу врага и проявленные при этом доблесть и мужество.
В 1957 году полковник Д. В. Емлютин по состоянию здоровья оставил службу в органах КГБ. Окончил исторический факультет Саратовского госуниверситета (заочно). Работал директором областного книготорга. Умер 19 июля 1966 года. Именем героя одна из улиц г. Саратова. На доме ¦ 100 по улице 20-летия ВЛКСМ установлена мемориальная доска.
Сочинения:
Шестьсот дней и ночей в тылу врага. М., 1971.
В апреле 1942 года все партизанские отряды, действовавшие в районе Брянских лесов, были объединены под единым командованием Д.В. Емлютина. В глубоком тылу врага под его началом сражались с врагом 57 отрядов и бригад.
Партизаны Брянщины провели сотни боевых операций, освободили от оккупантов и держали под своим контролем обширную территорию, получившую название Брянского партизанского края. Территория этого края тянулась на 260 километров с севера на юг и на 40 - 50 километров с востока на запад и включала более 500 населенных пунктов с населением свыше 200 тысяч человек. В Партизанском крае были восстановлены партийные и советские органы, колхозы, работали промышленные предприятия и мастерские, четыре аэродрома, почта и связь, издавались свои газеты, функционировали медицинские пункты и госпитали, среди населения проводилась большая массово-политическая работа. Это был советский бастион в тылу врага, выдержавший неоднократные атаки карателей и регулярных войск гитлеровской армии. Особенно сильными были атаки в июле - августе 1942 года. Фашисты вбросили против партизан около 100 тысяч своих солдат, действиями которых руководили штабы трех корпусов. Брянские партизаны во взаимодействии с народными мстителями Украины более месяца вели тяжелые бои с карателями, которым так и не удалось ликвидировать Брянский партизанский край.
Борьба с врагом не прекращалась ни днем, ни ночью. Брянские партизаны, руководимые опытным чекистом Д.В. Емлютиным, взрывали железнодорожные мосты, эшелоны, склады с боеприпасами, истребляля вражеские гарнизоны. Так, например, были разгромлены гарнизоны в крупных населенных пунктах Трубчевске, Суземке и Локте. В ночь на 8 марта 1943 года партизаны под непосредственным руководством Д.В. Емлютина взорвали так называемый Голубой мост через Десну в районе Выгоничей. Важнейший участок железной дороги Брянск - Гомель был выведен из строя более чем на месяц.