Дмитрий Даниленко – так зовут нового победителя витебского конкурса молодых исполнителей.
Уроженец Гомеля и выпускник Белорусского государственного университета. Ныне студент питерской консерватории, переводящийся на четвертый курс консерватории московской. Протеже всесильного сенатора Бориса Шпигеля, экс-тестя Николая Баскова. На конкурсе он представлял Россию, и еще до выхода на сцену ему отдавали победу. Теперь у тандема Шпигель–Даниленко наполеоновские планы: альбом с гимном Белоруссии, «сольник» в Кремле и «Евровидение».
Николай Басков уже почти традиционно должен был стать одной из главных звезд «Славянского базара». У него были запланированы в Витебске сольный концерт, пресс-конференция, участие в «сборных» выступлениях, некоторые из которых держались только на нем, и, наконец, он должен был стать председателем международного жюри конкурса молодых исполнителей. Но буквально за день до открытия фестиваля Басков прислал в Витебск депешу о том, что заболел и прибыть не сможет. Подробности покрыты тайной. Однако совпадение, связанное с протекцией Шпигеля, наводит на определенные мысли. Даниленко должен был победить во что бы то ни стало, и участие Баскова в жюри в качестве председателя в любом случае сделало бы ситуацию весьма скандальной. Представители российского конкурсанта в Витебске (он приехал с администратором и PR-менеджером) опровергают слухи о «подсиживании» Баскова на поп-сцене более молодым артистом, апеллируя к тому, что в декабре 2008 года Басков лично вручал Даниленко Гран-при конкурса «Романсиада» (среди исполнителей русских романсов). Однако известно, что Даниленко познакомился со Шпигелем всего два месяца назад. Говоря о протекциях, нелишне напомнить и о крутящемся рядом с «российским белорусом» Филиппе Киркорове – именно у него Борис Шпигель приобрел песню «Это фантастика», с которой Дима выступил в первый день. Словом, прокати жюри такого «высокопоставленного» участника – проблем под ковром российского шоу-бизнеса потом не оберешься.
Тенора Даниленко, между тем, только ленивый не сравнил с Николаем Басковым, когда он вышел на сцену. Та же прическа, та же улыбка, тот же голос, тот же возраст для старта карьеры. Дмитрию подыгрывали в Витебске в мелочах, и не только. Например, сложно было не заметить, как эффектно заиграл свет во время его выступления, как ярко выступила подтанцовка в первый конкурсный день (с воздушной гимнасткой). Особое положение Даниленко не раз было подчеркнуто и словами. За несколько часов до начала первого конкурсного дня член жюри Лайма Вайкуле оформила протекцию почти официально: певица в присутствии десятков журналистов не удержалась и зачем-то стала расхваливать участника от России на основании услышанного ею на презентации конкурсантов. Не удержалась перед талантом Даниленко и еще одна очаровательная женщина – Оксана Федорова: в качестве ведущей во второй конкурсный день непосредственно перед выставлением оценок жюри она позволила себе сказать, что россиянин «всех сразил своим вокалом».
Впрочем, несмотря на все слухи и интриги, Даниленко со своими оперными данными действительно был одним из лучших и боролся бы за победу даже без «маленьких шоубизовских хитростей». Белорусский участник Андрей Колосов по традиции также обязан был стать одним из основных претендентов на победу, но его пришлось «тащить» судьям гораздо сильнее, чем Даниленко. Потому что Андрей явно был не на высоте ни по вокалу, ни по энергетике, ни по артистизму. И «девятки» с «десятками» за выступление белоруса – не более чем респект в адрес страны-хозяйки и нежелание расстраивать местную публику. Во всяком случае, украинец Петр Дмитриченко, смело решивший исполнить вместо выгодного мирового хита свою песню на украинском, смотрелся явно «фаворитнее», а в итоге оказался ниже.
В целом же участники конкурса, стремясь показать вокальные данные, начисто забывают о таких вещах, как образ и работа с публикой. В итоге выступления превращаются в довольно скучное зрелище, особенно на фоне московского «Евровидения», на которое попала по меньшей мере дюжина суперхитов в отличном исполнении. Очевидно, именно по причине отсутствия харизматичных артистов песенные конкурсы далеко не всегда становятся трамплином к карьере в шоу-бизнесе. Харизму на этом «Славянском базаре» продемонстрировал разве что литовский рокер Иеронимас Милюс, вполне вписавшийся в формат эстрадного конкурса (в первый день показал себя готовым артистом для мюзиклов, а во второй исполнил хит-гимн Валерия Кипелова «Я свободен») и не скрывавший свою свободолюбивую рокерскую сущность.
Критерии оценки в поп-конкурсах весьма размыты. Если оценивать только вокал, тогда лучше сразу отдаться на откуп Галине Вишневской или Елене Образцовой. Оперные голоса эстрадникам все равно не переплюнуть. Оценивать денежные возможности и связи – это уже ближе к жанру. Но все-таки хотелось бы видеть на сцене побольше по-настоящему ярких новых личностей, богатых во всех отношениях.