Осень. Воскресенье. Вечер, плавно переходящий в ночь. Мы (Александр Авдуевский и Сергей Тынку) сидим в гостях у Дмитрия Четвергова, пьем чай и говорим о гитарах.
Ну мой первый вопрос вполне традиционен. Как ты пришел к гитареN С чего все началось?
- В общем, как, наверное, у большинства музыкантов все начиналось с дворовой гитары. Но мне помогло то, что я имел уже неплохой музыкальный опыт, поскольку перед этим успел закончить музыкальную школу по классу фортепианно.
Под принуждением?
- Конечно, нет. Мне хотелось играть самому. Все это происходило в далеком детстве (я был совсем маленький, года 3-4). В последствии, моя бабушка говорила, что когда у нас играло радио я садился рядом и кайфовал под любую радиостанцию типа "Маяк". Тогда бабушка сказала матери, что сын у нее будет, наверное, музыкантом. И оказалась права.
Когда мне было 7 или 8 лет, я сказал маме: "Купи мне пианино. Я хочу играть на пианино". А о существовании гитары, я тогда просто и не знал. Я слушал фортепианную музыку. Я думал, что когда появится пианино, я сяду (ни разу не поиграв на клавишных до этого), и буду играть сразу же (я даже представлял уже себе клавиатуру). Не тут то было. Когда я впервые сел за пианино, было страшное разочарование. Перед этим, когда пианино вносили в дом, я шел за грузчиками, тащившими его, шел и просто мечтал "когда же откроется крышка" и я начну играть. Ничего не получилось. Конечно были слезы. И тогда я стал заниматься "из под палки".
А как произошел переход к гитареN Кто из исполнителей повлиял на этот шаг?
- Разумеется, Beatles. Насколько я помню, тогда еще были эти гнущиеся пластинки. Журнал такой был "Кругозор" по-моему, где эти гибкие пластинки печатались. И первое что я помню "When I'm 64" (песня Beatles'67 - прим.stnk). И дальше пошло-поехало. Потом "Белый Альбом", разумеется, который был просто заезжан на домашнем проигрывателе. А потом уже пошли все подряд - Демис Роусис, Rolling Stones... Дальше посерьезней музыка пошла - Yes. Но все конечно начиналось с Beatles.
А первое мое серьезное увлечение, именно рок-гитарой... точнее я почувствовал и подумал, что я могу это.. - это был Blackmore. И помню, один человек (мой первый дворовый учитель) он пытался снять "Lazy" (песня Deep Purple'72 - прим.stnk) и у него никак не получалось. Я чувствовал, что я могу это сделать. Я пришел домой и по памяти (у меня не было этой записи) снял. А потом пришел и сыграл ему и у него челюсть просто отвисла. Он являлся моим учителем. А я кстати пытался играть на бас-гитаре. Я сначала на гитаре не играл.
А с чего вдругN Обычно на гитаре можно и в одиночку музицировать, а бас-гитара инструмент все таки для игры в коллективе?
- Ну это по принуждению пошло. Какой-то школьный ансамбль и вакансия гитариста в нем была занята. Была вакансия клавишника и басиста. Вот пришлось быть басистом.
Но кстати это помогло мне во многом. Потому что потом вот эти юношеские увлечения бас-гитарой оно помогло мне в чемN Когда мы писали пластинку "Николай" с Носковым в Германии (у нас была команда) ребята растерялись. И началось все с басиста. Не может человек играть на студии. Первый день. Второй день. Потом уже звукорежисер говорит: "Да... ребята, Вам, конечно, басист нужен, честно говоря, посильнее". И мы отправились домой. И Коля (Носков) говорит: "Ну че Дим, психани и запиши сам бас-гитару". И я стал писать и записал сам, весь этот альбом.
Ну собственно говоря и сейчас это мне помогает. Вот у меня Jazz Bass. (достает и показывает бас-гитару Fender - прим.stnk).
В принципе, мне это очень помогло - знание клавиш и знание бас-гитары.
Слушай а вот многие считают бас-гитару не очень серьезным инструментом в том плане, что гитарист всегда может сыграть на басу, а басист на гитаре увы..
- Еще есть присказка, что хороший бас-гитарист - это неудавшийся гитарист.
Ну да. Есть же пример. Jimmy Page запросто играл на басу в Yardbirds. Или вот Paul McCartney, который просто взял и одним махом перешел на бас.
- Ну а в принципе то. Ведь бас-гитара практически тоже самое, только навыки пальцевые немного иные.
А как вот по части мышленияN Есть ли разница между гитаристом и басистом?
- Я считаю что нет. Ну в принципе что такое вообще партия басаN Если мы отталкиваемся от мелодии, делая к ней аранжировку, то бас это контрапункт к основной мелодии. Но он подчеркивает гармонию и потому не может быть свободным. Основа у него базовая. То есть бас играет основные ноты гармонии, но он является поддержкой основного голоса мелодии. Он может быть в зависимости от мышления разным.
Но ближе к мелодии или к гармонии?
- Он несет и гармоническую и мелодическую функции одновременно. Все зависит от мышления бас-гитариста. Чтобы не просто играть восьмыми нотами или четвертями по основным гармониям, а проводить какую-то линию, то в принципе бас является контрапунктом к основной мелодии.
В принципе, когда делаешь аранжировку, очень многом зависит от того какая мелодия и какая гармония. Часто бывает достаточно проиграть мелодию, а потом уже представлять куда поставить ритм, а куда бас. А можно и сначала бас-гитару. Очень много бывает технологий. Но мне кажется сначала должен лечь бас, а потом уже вводится гитара.
Даже перед ударными?
- Ну да. Сначала идет бас. Потом под бас пишется бочка. И потом весь рисунок барабана.
- у меня был опыт, когда я с MIDI упражнялся и пришел к выводу, что сначала лучше всего записать все, а уж потом в оставшиеся дырки впихивать ударные.
- Очень много технологий. Ну можно и так, а можно и по-другому. Когда ты сначала находишь какой то рисунок, какой-то loop а потом уже все остальное организуешь под этот рисунок.
Вообще, все что касается современных аранжировок требует очень гибкого подхода. Поскольку есть очень много новых звуков которые просто не могут уживаться друг с другом. Все эти современные библиотеки.
Наверное все это верно и для гитарного звука. Поскольку нынешние примочки и процессоры могут выдать такие необычные сочетания при желании.
- Абсолютно верно. Я вот тут слушал проанализировал последний альбом Satriani. Он там вообще такие новаторские идеи бросает. Он не стесняется такого звука, в моем понятии "ученического", такого рваного, драного звука гитары. У него нет этого фирменного звука на пластинке. Он экспериментирует с новым звучанием гитары, которое ближе к такому современному панку. Эти грязные гитары, но не дисторшеновые, а фузово-драйво образные. Есть такое, Вы наверное понимаете, когда играешь с атакой "джи-джи-джи", а есть что-то такое неразборчивое "фу-фу-фу" (неакцентированное - прим. stnk). Это ломает всегда и очень трудно играть. А он этот звук использует. И довольно активно. Этим звуком довольно сложно играть, когда тебя не отвлекают. А он это использует и рассматривает как фишку довольно современную.
Возвращаясь к твоим годам "дворовой гитары". Что ты тогда игралN Beatles?
- Ну Beatles поначалу не давался. Там же аккорды. А как ты возмешь аккорды, если у тебя даже мозоли еще не набиты на пальцах. То есть первое время приходилось набивать мозоли на трех блатных аккордах. И потом уже, если что-то получилось, то начинаешь анализировать. Я ведь знал к тому времени что такое тоника и субдоминанта.
Но когда я занялся уже серьезно гитарой... я пошел опять в музыкальную школу. То есть я закончил музыкальную школу еще и по классу гитары (классической ). То есть, в результате у меня был багаж знаний и по фортепиано и классической гитаре. И когда это все осмысливаешь, становится очень многое понятным. То есть к 17 годам я понял, что знаю свой инструмент.
Это сейчас можно пойти набрать нот, видеошкол и т.д. А тогда ничего этого не было. Информации не было никакой. "Голос Америки" когда-то где-то услышать или пластинки виниловые.
Хорошо. Вот тебе 17 лет. Ты закончил музыкальную школу. Что было дальше?
- Дальше все было очень серьезно. Потому что была армия. Я пошел в армию.
После армии сразу попал в ансамбль профессиональный, Тюменской областной филармонии "Экипаж". Было это в районе 1982 года.
А что играли?
- Ой... играли советскую эстраду.
А какое-то западное влияниеN Доходило в совок какая-то зарубежная музыка, диски?
- Первый серьезный такой ансамбль который подвинул меня немножко в сторону от такого стремительного рока - это Toto, песня "Розэна", гитарное соло оттуда - это первое такое соло, которое снимал, изучал, анализировал по-настоящего. А до этого был уже пройденный этап - музыка типа Deep Purple.
То есть классический рок был пройден ранее.. Led Zeppelin, Black Sabath..
- Да.. конечно.. Led Zeppelin, Black Sabath, Sweet, разумеется, Slade, Nazareth, Alice Cooper, Pink Floyd - ну все в общем, все что было.
Hendrix..
- Да разумеется. Но он был осмыслен позже. И даже не осмыслен а понят.. В том плане, что когда есть "багаж", можно на основе этого "багажа" отвязаться как бы от пальцев и от головы, то есть когда ты уже играешь одними эмоциями на основе своего "багажа". Тогда становится понятен Hendrix.
Он очень современен. Он вне времени. Всегда модерновый. Для меня Hendrix очень сложное явление. Я считаю его непревзойденным по экспресии, по эмоциям, по угару какому-то рокерскому.
а SlashN
- Ну это дело вкуса уже. Кому, что нравится. Я Slash не так люблю и может быть не так много в силу этого его слушал. Не могу ничего сказать. Мне нравится стиль Angus Young.
- Angus - это да. Единственный человек, который создает впечатление гитарного героя за счет одной только пентатоники просто. Но при этом у него очень дисциплинированная игра технически.
- Мне иногда не нравятся его ходы когда "нестроевич" (расстроенная гитара - прим. stnk). Хотя у Hendrix там тоже иногда "нестроевича" хватает, тем более он пользовался активно качалкой (рычаг вибрато-бриджа - прим. stnk). И вот слышишь что хорошая экспресия и бывет при этом такой "нестроевич".
Вот у Satriani тоже часто такая экспрессия бывает, но у него всегда идеальный строй. Он по другому не может.
Хорошо. Продолжим говорить о твоей биографии. Вот, Тюменская филармония. Куда ты пошел дальше?
- После Тюменской филармонии...
- Ну было же желание наверное что-то свое играть.
- Ну постоянно. Это желание присутствовало и что-то писалось. Может даже с того времени какие-то мысли остались и в этом альбоме ("Свободный полет" - прим. stnk), первом который я записал.
Этот аьбом в чем-то можно назвать "первый и последний", потому что это музыка, которую я играл для себя. Честно могу сказать - многие композиции, сейчас когда я со стороны на них смотрю, они заставляют сопереживать и в них очень много чего-то своего. Я просто выплескиваю это все из себя и заставляю это слушать.
Знаешь. Я вот просто послушав твой альбом в первый раз. Мне очень понравилось название и оно очень точно отражает настроение альбома. Потому что впечатление было , что человек долго сидел в застенках а потом раз и вырвался куда-то на свободу и сказал то, что он хочет сказать. Потому что было известно, что ты очень много писал в студиях в коммерческих вещах для нашей попсы и долгое время не мог играть именно то, что тебе хотелось, а не то, что требовалось от тебя в рамках конкретной работы. То есть это мои личные впечатления.
- Так оно и есть. Вырвался на свободу. Это абсолютно правильно. В каком-то роде этот альбом единственный. Потому что на нем есть много мыслей, которые сопроваждали всю мою творческую деятельность. То есть долгое время были со мной.
В этот диск вошла только часть материала. Ведь материал постоянно копится и копится. Я его строго лимитирую.
Честно говоря хотелось бы все таки на сегодняшний день для более широкого круга слушателей играть. Но имею в виду не попсу. Ведь если взять того же самого Satriani. У нас нет возможности каждый год писать. И потом нет наверное смысла, потому что не доходит эта музыка до слушателей у нас.
Во многом возможно это складывается из-за условий распространения. Ведь в России гитарной музыкой никто не занимается. Именно в плане продюсирования. Пропаганды гитарной музыки. То есть нету людей, которые вкладывают в это деньги.
- Совершенно верно. Я думаю сейчас это проще самому все сделать.
А вообще, чтобы заинтересовать своей музыкой, мне кажется надо просто найти золотую середину между тем, что доступно массовому слушателю и своими мыслями.
Может тогда есть смысл каверы поиграть?
- Ну может не каверы, а может что-то типа песен. Я еще пишу и песни.
То есть композиции с вокалом?
- Нет. Я просто сделал несколько песенных тем. Для людей которые попросили написать им песни. Я попробовал и мне это понравилось. И я хочу сейчас попробовать написать к примеру 10 песен для себя.
И это уже будет твой сольный альбом?
- Да. Мой сольный альбом.
Была еще такая мысль. Взять современных композиторов-песенников. И сделать переложение на гитару. Но разумеется отобрать песни а не все подряд.
Ты слушал последний альбом Jeff BeckN Мне кажется у него иногда проскальзывают такие моменты.
- У меня сейчас есть его альбом "Who Else". Так вот там есть одна композиция "Angel". Она меня просто убивает. Это музыка вообще... И не скажешь что это гитарист какой-то.. Это просто Музыкантище...
А вообще на сегодняшний день для меня "номером один" в гитарной музыке является Satriani. Он играет все. И очень по-разному. В любом стиле.
Хотя я сначала услышал как играет Vai. Было это в далекие 80-ые, когда он играл в группе " Alcatrazz". Меня очень впечатлила игра Vai. Но потом когда я уже услышал Satriani, то я просто влюбился в его музыку. Он сильнейший. Но это мои личные симпатии. И сравнивать гитаристов не хотелось бы. Каждый непревзойден в своем. Мне все нравятся.
А вот гитаристы играющие в песенном контексте?
- Ну Gary Moore очень вставляет.
А не из гитарной музыки чему ты симпатизируешь?
- Не из гитарной музыки я очень много чего слушаю. James Brown, например.. Но это не ориентир какой-то, а просто для настроения слушаю. Это такая команда Zap-Zap.
Red Hot Chili Peppers?
- С удовольствием. Также сейчас "Rage Against The Machine", который для меня на сегодня одна из самых передовых современных команд.
- Интересные ребята. Не то чтобы они мне нравились. Но то что Морелло вытворяет со звуком, шумовыми эффектами - это очень поучительно. Вокалист их бесит и музыка раздражает, но вот находки Морелло бесценны.
- Морелло конечно офигенный. Я полностью тут согласен.
А вот из классики что-нибудь слушаешь?
- Ты знаешь, нет. Специально ничего не слушаю. Абсолютно. Так бывает очень редко какое-то настроение. Я просто люблю сам играть, наигрывать какие-то моменты. Я же бывший пианист и могу иногда поиграть. А так чтобы слушать... И времени то честно говоря не хватает. И эмоций не хватает. Быстро утомляюсь. Хотя конечно нужно иметь классическую музыку дома. Для подпитки.
А так начинаешь анализировать и думаешь, вот здесь хотелось бы это, а здесь вот то переиграть по другому. А потом думаешь - ну это же классика. Это неприкосновенно.
Хотя может быть в этом и есть изюминка что ли. Брать классику и ее переделывать, кромсать по своему. Тем более что-то можно и убрать на компьютере.
- Даже в рэпе играют классические вещи..
- Ну они берут какие-то куски. А я имею в виду полностью композицию.
А вообще мне хочется конечно за то время которое выпадает на самовыражение и работу над сочинительством, заниматься именно своей музыкой. Ведь столько мыслей и идей. Я не утверждаю что все это мое какое-то гениальное. Но просто хочется выражать себя в музыке.
А вот идеи когда приходят, ты как их фиксируешьN Записываешь или еще чего? Я вот смотрю у тебя порто-студия.
- Конечно я ею пользуюсь. И часто для начала, чтобы быстренько, то просто на диктофон. Потом с диктофона какие-то мотивчики на кассету переписывается. Потому что если ты что-то услышал, то надо тут же за него хвататься и писать. Пока не ушло настроение и чувство. А то иначе потом ты это не поймаешь.
Очень часто бывает все по настроению. И если ты это не насвистел, не напел, не настучал, не записал куда-то, то все это потом улетело. Бывает ты садишься за инструмент и все хорошо идет, все замечательно. Но ты это не записал. И потом играешь это. Вроде бы тоже самое. Но настроение то которое было в момент сочинения потеряно. И ничего не понимаешь и не ощущаешь.
- Ну да. Наверное вспоминаешь, что играл так-то и так-то, что лежал на пузе и ноги клал на стол и т.д.
- Конечно от настроения зависит очень от много. И в том числе и от позы и т.д.
Вот например "подбородочные" гитаристы, "инкубаторские" гитаристы, которые играют сидя, упырившимсь в гриф. У них на мой взгляд совершенно другая подача. Вот ты попробуй встань и тебе во-первых неудобно становится и также ты стоя будешь играть неудобно.
Есть же конечно люди которым сидя удобней. Но мне когда я сижу, то кажется что ты весь зажат и несвободен. А ведь ты в принципе играешь не для себя. А для публики. Мне кажется это большое заблуждение - сидеть дома, сочинять и никуда не выносить. Ведь тогда то что ты делаешь никто не узнает, никто не увидит. Для чего тогда все это делать. Для себя что ли самого. Писать в стол.
Есть гитаристы. Они сидят и месяцами, годами играют дома. Чтобы потом может быть два-три раза выступить где-то и выступить неудачно. Поскольку музыкант который делает все в инкубаторских условиях (то есть не на сцене), они также и смотрятся на сцене убого. Некрасиво и нет подачи.
Вот глаза закрываешь и слышишь, что лом какой-то идет, чумовая музыка, а открываешь глаза и смотришь на сцену - а там ничего нету. Не может быть.
Я вот присутствовал на конкурсе гитаристов, который проводил May Lian. Он позвал меня в жюри. Конкурс проходил в клубе "Ю-ту". Там вот таже самая история. Там только один парнишка (Цыганков), который более менее сыграл. Он действительно хорошо на сцене. Я думаю у него хорошее будущее.
То есть если занимаешься музыкой то надо обязательно выступать?
- Да. Если серьезно занялся музыкой. Нужно быть готовым чтобы выступить на сцене. Иначе смысл теряется. Ты зажат. И нет обмена. Ты сидишь такой "подбородочный" гитарист на стульчике.
Вернемся все же к твоей биографии. После Тюменской филармонии как я понимаю была группа "Квадро". Как ты относишься к тому периоду свой работы и что тебе дало пребывание в этом коллективе?
- "Квадро" для меня это школа, хорошая, профессиональная школа.
Ведь если бы я остался на том уровне, на уровне Тюменской Областной Филармонии, играя в ансамбле "Экипаж", я думаю, что не было бы определенного стимула расти дальше и неизвестно как бы все сложилось дальше. Многое конечно зависит и от самого музыканта.
Но все таки, "Квадро" - это мой первый серьезный коллектив. Это внимание средств массовой информации и привлечение к тебе внимания музыкальной общественности. Потому что в 1986 году "Московские Комсомолец" проводил опросы по итогам года и я уже тогда вошел в пятерку.
И потом как я понимаю, когда ты стал работать в "Квадро" тебя стали приглашать куда-то записываться как сессионного музыканта?
- Да, уже были какие-то определенные записи.
Вообще, я считаю, что в целом то время подействовало на меня благотворно. Я еще и учился тогда не совсем в музыкальном ВУЗе. В то время это были годы 1985-1984, я учился в Институте Культуры по специализации "Руководитель Оркестра Народных Инструментов".
А зачем?
- Ну получал образование. В то время всегда и для работы и вообще нужна была бумажка. Диплом. Это было советское время и никто же не знал как сложится жизнь. В принципе и для самообразования тоже это было необходимо. Я считаю что это нормально. Я получил среднее музыкальное образование и попутно высшее гуманитарное. И это мне в принципе в жизни, за исключением Научного Коммунизма и Истории нашей родной Партии, все остальное пригодилось.
Так что, все, что ни делалось - оно к лучшему. Хотя конечно во -многом, опять таки перечисленные предметы, отняли у меня много времени, сил, здоровья и энергии. А ведь за это время можно было заниматься музыкой.
- Вообще многие кончали Институт Культуры. Богдан Титомир по-моему.
Окей. Поговорим об уходе из "Квадро"?
"Квадро". Первые два года работы в этом коллективе - на мой взгляд это все таки ученичество. А потом уже все сложилось. Я стал более самостоятельным и ушел из группы в 1987 году.
Я повстречался с Сергеем Катиным, бас-гитаристом группы "Арсенал" и мы сделали с ним группу "Дюна".
Александр Авдуевский и Сергей Тынку (удивленные): Дюна? "Страна Лимония"?
- Это уже было потом. "Страна Лимония" - это все те, кто остались после того как ушли "живые" музыканты. Остались во главе с нашим директором Виктором Рыбиным. Он был у нас директор. Сергей Катин написал вот эту песню "Страна Лимония", а до этого были совсем другие песни и другие музыканты. У нас была нормальная команда, которая нормально работала.
В каком стиле?
- Ну в стиле, грубо говоря, группы "Аракс". То есть мы играли такой арт-рок и работали в Московской Областной Филармонии. А потом мы все ушли живые музыканты. И потом ребята, которые с нами работали в качестве техников, вышли на сцену с гитарами под фонограмму, которую сделал Сергей Катин ("Страна Лимония"). Вышли и давали шоу. Это был как раз 1987-1988годы расцвета "фанеры". По всей стране "Миражи" разъезжали, "Ласковый Май" и т.д. Рай попсы. Деньги очень большие.
- А Катин сейчас по-моему в Париже?
- Я не знаю, давно с Серегой не общался. Талантливый музыкант. И как композитор. И тексты сам пишет. Очень ценное качество. Я считаю вполне достойные песни.
Вообще, к попсе отношение давно уже изменилось. Потому, что на самом деле жить и бить себя кулаком в грудь, что дескать "я рок-музыкант", буду ходить оборванный и жить неизвестно где, снимать какие-то лачуги - это недостойно.
То есть наверное, надо пытаться совмещать коммерческую работу для зарабатывания денег с некоммерческими творческими проектами.
Ну а как же. На западе вон музыканты не делают же из сотрудничества с попсою трагедии. (Slash и Van Halen писались с Michael Jackson - прим. stnk)
- Слушай а вот вообще в нашем роке много сейчас музыкантов, способных достаточно сильно играть, без лажиN Потому как я на концертах очень часто слышу весьма бракованное исполнение.
Я могу назвать, но не хочу предавать огласке, достаточно много конкретных людей, в том числе известных, которые приходили на студии писать элементарные вещи, ну там грубо говоря "унца-унца"... И мимо. Просто мимо.. Неритмично, немузыкально...
А ведь как бы считается, что услугами сессионных музыкантов пользуются исключительно представители попсы. А рокеры, "живые музыканты" пишут все сами.
- Ну на самом деле рокеры часто пользуются услугами сессионных музыкантов. Особенно барабанщики. Например, работа Шатуновского (имеется в виду, что этот барабанщик в качестве студийного музыканта записал бесчисленное количество альбомов за других барабанщиков - прим. stnk).
А гитаристы?
- Тоже самое. Например моя работа.
Ты записываешь альбомы еще и рокерам?
- Да.
То есть проблема неумения играть - это болезнь не только попсы, но явление повальное?
- Абсолютно верно.
Как и неумение работать в студии?
- Это отдельная тема. Вот иногда слушаешь команду. Живьем играет - все нормально. А пригласи на студию - они придут и не сыграют.
Но есть сцена и студия - это две разных истории.
- Да, это другая история. То начинается мандраж, то боязнь магнитофона, некомфортость, отсутствие контроля определенного.
А студийный музыкант - это какие-то врожденные качества или все это с годами можно приобрести?
- Это все полная фигня. Я считаю никакой разницы нету, что студийный, что концертный. Это все зависит от музыканта. Не может музыкант, придя в студию, ничего не сыграть. Это просто слабый музыкант. Именно слабый музыкант.
То есть слабый не как человек а именно как музыкант?
- Именно так. Потому что, во-первых, музыканты "живые" (которые бьют себя кулаком в грудь) в угаре играют, прыгают, шатаются, попали не попали, - никто ничего не услышит. На концерте угар происходит. И потому вся лажа проходит незамеченной.
Ну да, на концерте можно чуток и слажать, мало кто услышит.
- Да. А вот на студии ты голенький. И все твои умения и все твои знания как музыканта, ты можешь изобразить. Ну пусть ты один раз не форме, два не в форме, ну в третий то раз покажи.
А потом выясняется, что ты просто слабый. Ты недостойный даже себя музыкантом назвать. Это абсолютно точно.
Очень многие мне говорят: "Вот, ты занимаешь целыми днями, а вот мне не в кайф там одному сидеть". Как не в кайфN Да включи ты себе ритм-машину. И играй и записывай себя. Вот, например, порто-студия стоит. Пиши. И каждый день. Это очень интересно писать себя, слушать, анализировать, повторять. Ты музыкант. Ты должен заниматься этим. Это каждодневный труд, желательно.
То есть студия, для тебя дом родной, поскольку ты дома итак каждый день пишешься.
- Да, конечно.
- Конечно, это помогает. Я знаю по себе, я заметил, что у есть какой-то внутренний ритм. Например, ты играешь и кажется что ты играешь четко и ты играешь и вроде бы все совпадает.
- Да, такое бывает, вот послушаешь когда запись...
- А послушаешь, там разброд начинается, а ведь играл вроде бы хорошо.
- Да, именно об этом я и говорю.
- Ну не то чтобы лажа какая-то, когда играешь что-то технически для себя трудное..
- Это отсутствие контроля. У меня тоже самое бывает. Я думаю что все идет в кайф, а мне говорят "Че ты гонишь тоN". Я говорю "Ты сам гонишь, давай послушаем". Слушаем. Да , погнал.
То есть если у человека не получается писаться на студии, ему просто надо заниматься больше.
- Да. Заниматься надо больше. Самостоятельно.
- Записал-послушал. Тем более, что лажи имеют тенденцию быть систематическими.
- Да. Это ты стопроцентно правильно говоришь. Систематическими. Загоны, оттяжки - они систематические.
- Три раза послушал и потом говоришь, что вот в этом месте я слажал.
- Да. В этом я с тобой полностью согласен. Одно и то же место послушал и проанализировал и над ним стал потом работать. Включаешь метроном, ритм-машину и вперед.
Студийный музыкант, концертный музыкант - все это разговоры, ерунда.
То есть бывает либо просто музыкант..
- Либо шоумэн. И на записи все это слышно. Есть команды, которые играют клева, вместе все хорошо. А на студии приглашают других музыкантов. Это болезнь такая. Есть просто шоумэны.
А на западе как? Там по-другому, наверное или тоже так, - есть музыканты и есть шоумэны?
- Там очень много примеров, когда в студии и на концерте одного коллектива присутствуют разные музыканты. В основном, это касается барабанщиков.
А вообще как складывается работа сессионного музыканта? Какой-то план, график? Есть ли у тебя какой-то директор? Как приходят к тебе заказы на работуN Или все как у нас в России на связях.
- Даже не на связях. Все это происходит вот как. (показывает рукой на телефон - прим. stnk). Телефон. Ты привязан к нему. Это твоя работа. Ты уехал куда-то, ты потерял работу. Потому что тебя не нашли по нему и взяли кого-то другого. Хотя если им очень надо, то они и дождутся тебя. А если что-то срочное то будет играть другой.
Много в России гитаристов, которые зарабатывают себе подобным образомN Или хотя бы в Москве? Существует ли?
- Или наоборот, Вы общаетесь и часто бывают ситуации, когда приходится говорить коллеге типа "Старичок, я тут уезжаю, поработай за меня".
- А вот так и есть. Я кого-то предлагаю своих коллег и меня тоже самое предлагают.
То есть в принципе немного таких гитаристов?
- Ну их достаточное количество. И сейчас их еще больше стало. Очень много музыкантов приехало из других городов и занимаются откровенным штрехбрекерством - пишут за очень маленькие деньги. Это естественно настораживает.
А уровень этих музыкантов?
- Уровень разный. Причем многие заказчики работ не понимают, что хорошо, что плохо. Как правило приглашают музыкантов, и они пыль в глаза пускают, играют непрофессионально, но вроде бы звучит все как-то. Тем более сейчас такие технологии записи и компьютерные технологии. Есть же такая байка "Ну ка сыграй-ка мне гаммку, а я потом нарежу соло по ноткам".
А заграницей у тебя были какие-то предложения, варианты работы?
- Были. Когда мы ездили с Носковым (в составе группы "Николай" - прим. stnk). И по работе на студии. Но серьезно это не обсуждалось. Да и здесь достаточно много работы. А так можно было и там также работать.
Не пробовал ли ты сам продвигать свою музыку как-то на запад?
- Ну я в этом отношении не подъемный. Не умею тусоваться.
То есть ты не менеджер, ты музыкант.
- Нет я не менеджер. У меня не получается так. Я могу в музыке быть энергичным. А по жизни вот так я вообще не могу себя подать.
Вот альбом мой, когда "Cоюз" его выпустил, я закупил какую-то часть. И теперь раздариваю, не стал ничего продавать. (подарил по CD и каждому из нас двоих - прим. stnk). Так что из меня очень плохой коммерсант.
А вообще надо конечно иметь такого человека, который ходил бы и толкал бы тебя. В этом отношении мне не повезло и все что делалось само собой и бегать никуда не приходилось.
Окей. Давай наконец-то поговорим о твоих гитарах. На чем ты играешьN Что у тебя естьN Как развивались твои пристрастия в этом плане?
- Сейчас вот я убежден что самое важное конечно в гитаристе не его гитара, хотя конечно хороший инструмент тоже очень много значит. Можно иметь хороший инструмент и не стать гитаристом, а можно и имея ученический инструмент, грубо говоря Lead Star (выпускавшаяся в 80-ых в ГДР очень распространенная с СССР гитара - прим. stnk), вполне приличное подобие stratocaster - стакой гитарой стать гитаристом.
У меня с инструментом не сложилось. У меня не было фирменного инструмента. Я еще лет 10 назад занимался тем, что делал сам инструменты.
То есть ты все сам делал? Красил, вбивал лады, анкер засовывал, вытачивал корпус и т.д.?
- У меня был один такой момент. Где-то в 1989 наверное, после группы "Кураж", я очень серьезно занялся изготовлением инструментов. Я думал это то, что мне нужно, это принесет мне какой-то доход. Я конечно, ошибался. Надо было все атки музыкой заниматься. Но я не жалею. Это была очень серьезная интересная работа, сопряженная с соединением очень многих разных профессий. И столяр, краснодеревщик, слесарь, токарь, паяльщик, конструктор, дизайнер, маляр и т.д. И было достаточно много инструментов, которые я сделал сам.
Но потом, я стал заниматься только сборкой. Один человек делал корпуса, другой грифы, а я собирал. Порядка 50 гитар было сделано. Разные. Были и более удачные и менее удачные. На одном из них я играю до сих пор. Сейчас я его отправил в фирму "Русстон". Есть такая фирма.
Вот я сейчас смотрю на его фотографию - у него сквозной гриф.
- Для мастера-любителя это как бы не самый простой вариант.
- Да. Это сложный в изготовлении инструмент.
А сколько ему сейчас лет?
- Ну порядка 15. Я отдал его на реставрацию. Там много всего. Лады, например . И там сейчас стоит сингл (у грифа) и хамбекер (на бридже), я буду менять хамбекер на сингл. Будет всего два сингла. Синлы будут двухэтажные (вертикальный хамбекер - прим. stnk) Seymour Duncan. Катушки одна над другой. Забыл как модель называется. С одной рельсой. Для меня это самый удачный звукосниматель. Он не дает никаких наводок. Очень правильно звучит.
Как я понимаю эта гитара для работы с перегрузом.
- Нет, она звучит и чистым звуком. Очень правильно звучит.
А ручки тембра нету и ты ей не пользуешься? Только громкость.
- Тембра нет. Практически я им не пользовался. Как показывает практика, эта ручка не нужна.
А вот у нее столько ладов. Целых 29. Ты играешь там?
- Иногда заползаю. Но там конечно не эффективная игра. Я думаю там конечно просто такой трюк. А это фирма Washburn делает такую модель инструмента. То есть копия Washburn. Машинка на этой гитаре стоит авторская.. Моя авторская модель. (внешне что-то среднее между Floyd Rose и Steinberger - прим. stnk).
А вот у тебя пара кофров в углу - они очень похожи на "гибсоновские".
- А это Chet Atkins (две акустические гитары с цельным корпусом - прим. stnk) - одна с железными струнами, другая с нейлоновыми.
Вообще я смотрю гитар у тебя много (Ibanez, Jackson, два Gibson, Ovation, Alvarez, Fender Bass, пара беспородных гитарок - прим. stnk)
- Да. Есть возможность использовать разные инструменты. Как говорится, благосостояние растет. Но больше всего мне на сегодняшний день нравится Jackson (по виду что-то типа JR-2, два рога на корпусе, кленовый гриф с наклалкой из палисандра, Floyd Rose, хамбекер и два сингла, сверху корпус покрыт кленом, произведен в США, стоит в раойне 2000$ - прим. stnk). Но к сожалению у нее всего 21 лад и я использую ее на студии только, а на концерте играю на Ibanez JEM (модель JEM7V, роскошный белый именной инструмент Steve Vai - прим.stnk).
Хотя в принципе я играю на своем инструменте, но сейчас пока он на реставрации я очень привык к Ibanez и наверное буду еще на нем играть. Мне он нравится. Это универсальный инструмент, здесь можно получить и Stratocaster и Les Paul.
А что ты вообще думаешь о Stratocaster и Les PaulN
- Я считаю это очень хорошие инструменты. Живые классические инструменты. Но как показывает практика, лучше иметь несколько инструментов и желательно ассистента, который будет настраивать эти инструменты (гитарный техник - прим. stnk)
Ну у тебя пока вроде бы нету Stratocaster и Les PaulN Ты не хочешь или просто еще не сложилось?
- Ну я с удовольствием. Просто хороший страт - он стоит нормальных денег в принципе. А брать что-то плохое не хотелось бы. Но иметь такие инструменты хотелось бы.
Вот у тебя несколько акустик и они все разные. Не мог бы ты рассказать для чего каждая из них.
- Ну Gibson Chet Atkins - это в основном касается случаев когда нет возможности писать с микрофона, когда включаешь гитару напрямую. Либо на концерте напрямую и никаких заводок. Хотя при этом Chet Atkins немного пластмассово звучит в пульт.
То есть это все на пожарный случай, когда нет возможности на студии писать с нормальным микрофоном, нормальным компрессором, нормальной обработкой звука. А бывают случаи когда как раз нужно добиться такого немного пластмассового звучания. Я много играю на этих гитарах на концертах.
А вот акустика Ovation. Она тоже концертный инструмент и тоже очень хорошо прописывается напрямую.
А вот самая моя любимая акустика - это Alvarez. На ней не было датчиков изначально, я сам поставил пьезодатчик Fishman. Стоит в районе 1000 долларов. Сделана в Корее, но не смотря на это очень хорошо звучит.
Слушай а вот акустики типа Martin, Taylor. Ты пробовал их?
- Да. Я пробовал. Это очень хорошие гитары но очень дорогие.
А какие то электро типа ESP, PRS.. Как они тебе?
- Чтобы почувствовать и понять инструмент надо попробовать его не один день и не два. Хотя бы нужна неделю чтобы бы пожить с ним или лучше две. И желательно каждый день. И только тогда ты можешь составить какое-то мнение об этой гитаре.
Например, вот этот инструмент у меня около трех лет (показывает на Ibanez). И он все эти годы пролежал у меня. И потом провисел в магазине, я пытался его продать и слава богу не продал. И слава богу. А потом как-то совсем неожиданно, я почувствовал что это очень хороший инструмент, мой инструмент.
А вообще у тебя в гитарах есть какая-то фишка какую ты искал много и пока не нашел, может какой-то сустейн или атаку или какой-то оттенок или еще чего?
- Наверное я своего инструмента еще не нашел и надо больше экспериментировать. Но мне кажется это все таки такая конфигурация - два хамбекера и один сингл, Floyd Rose и 24 лада.
Основное требование к инструменту - это его универсальность.
На этих словах подошла к концу полуторачасовая касета в нашем диктофоне. И мы от бесед о музыке перешли к самой музыке. Дмитрий показал нам свою компьютерную студию и включил некоторые записи будущих композиций. Это было весьма интересно и мы очень благодарны этому талантливому музыканту за то, что он нашел время чтобы побеседовать с нами и искренне поделился своим опытом. Разумеется в одном пусть и большом интервью поговорить абсолютно обо всем, что нас интересует просто невозможно, хотя мы и старались затронуть как можно больше вопросов. И потому, мы обязательно встретимся с Дмитрием еще и продолжим наш разговор о вечно и прекрасном. Разумеется.