С кем из нынешних российских ди-джеев вы бы не разговаривали, разговор так или иначе коснется человека, который, кажется, был всегда в центре событий, в центре российской танцевальной культуры.
Зовут его DJ Фонарь, но массам клабберов (как бывшим, так и нынешним) он знаком больше по ди-джейскому псевдониму DJ Фонарь. Это действительно один из самых авторитетных людей на российской танцевальной сцене (как бы кто к нему не относился). Вся его жизнь проходит среди ди-джеев, пластинок, рейвов,
клубов и беспрестанного веселья. Однако главным и основным для него всегда была музыка, танцевальная музыка, посредством которой люди на танцполе могли стать чуточку счастливее, веселее и, быть может, гармоничнее.
Музыку, как он сам вспоминает, DJ Фонарь «любил всегда». Причем зачастую нравилась т
а музыка, которая заставляла сердце биться чаще, а ноги танцевать. Даже первая пластинка, которая появилась у него, была с музыкой группы Kraftwerk. Причем получилось это совершенно случайно, и ни о каком Kraftwerk Владимир тогда и слухом не слыхивал.
Так как это был 1980 год, и о легальных запад
ных пластинках у нас не могло быть и речи, то, как все хорошо знают, существовал «черный рынок», где можно было купить за большие деньги, естественно, нормальную западную музыку. Но на любом «черном рынке» существуют свои аферисты. На одного из таких Володя, которому в то время было 13 лет, и напоро
лся. Ему продали пластинку (которую он покупал в подарок другу), совсем другую, и стоила она совсем других денег. Решив поступить точно также, попытаться отыграться, он попробовал сделать то же самое. Однако это у него не получилось, и взрослые меломаны, объяснили ему, что так нормальные люди не пос
тупают, на что в ответ они услышали трогательную историю, как с ним обошлись аферисты. Взрослые меломаны вошли в положение и просто поменяли его пластинку, на какие-то не очень ходовые пластинки. Среди них была и пластинка группы Kraftwerk. Так DJ Фонарь познакомился с электронной музыкой.
DJ Фон
арь всегда был весел и горазд на разные выдумки. Своего рода массовик-затейник! Именно такие люди, по большому счету, и проводили дискотеки, всецело находившиеся в ведении ВЛКСМ (то есть комсомольской организации).
Свои первые шаги в роли диск-жокея DJ Фонарь начал делать в середине 80-х, когда у
же подул ветер перемен, запахло перестройкой, и дискотеки стали объединяться в некое подобие профсоюзов. Тогда появилась «Дискомастерская», которая вбирала в себя наиболее выдающиеся дискотеки Москвы и области. DJ Фонарь к тому времени (а на дворе был 1986 год), отслужил в армии и вернулся на «гражд
анку», и снова принялся за любимое дело. Первым местом, где он стал проводить дискотеки, являлся Дом Культуры ГУВД, потом он работал на дискотеке в ДК Зуево, а уже потом, году примерно в 88-м, он перебрался в Лужники, где работала дискотека «Старт».
«Это были забавные времена. «Наезды» «люберецки
х», разборки, «медленные танцы», хорошее время было», - вспоминает Владимир. - «Но дело совсем не в этом. Как бы удивительно это не звучало, но самыми сильными тогда были подмосковные дискотеки. Ведь как строились дискотеки того времени?! Берется определенный набор композиций, дискотека всегда начин
алась с некоего приветствия, и потом объявлялись последующие песни. То есть присутствовал некий элемент радиовещания. Диск-жокей не только ставил песни, он в самом прямом смысле слова был ведущим вечера».
Именно там DJ Фонарь познакомился с Ликой, которая потом стала известной как Лика МС или Лик
а Стар. Они вполне успешно проводили дискотеки, и были даже посланы представлять «Старт» на конкурс дискотек, который прошел в 1988 году в парке Горького в Москве и назывался «Штурмуем музыкальный Олимп».
«Это было очень интересно: когда собирались участники и представители лучших дискотек и пыта
лись показать лучшее на что они способны. И жюри не только оценивало техничность и оригинальность конкурсантов, но и смотрела как люди своими танцами реагируют», - вспоминает DJ Фонарь.
Дискотека «Старт» тогда заняла третье место, что можно было расценивать как очень яркую победу Фонаря и Лики.
Потом, в жизни нашей страны произошло много различных серьезных изменений, и, как оказалось, ночная жизнь нашими гражданами очень даже любима. Ночные клубы начали плодиться со страшной скоростью и ди-джеи начали пользоваться спросом, хотя и было их тогда очень мало.
Вскоре после успешного выступлен
ия Фонаря и Лики на конкурсе дискотек, им поступило предложение от Сергея Обухова возглавить дискотеку в киноконцертном комплексе «Орион», где появилось самое первое поколение клабберов и ди-джеев. Туда ходили и Спайдер, и Фиш и много кто еще. Именно там DJ Фонарь стал воспринимать проведение дискот
ек как свою работу, за которую еще и платят деньги. Так как DJ Фонарь занимался своим делом от души, то и получалось у него здорово (опять-таки, по отзывам очевидцев). Работая на студии «Класс», которая и располагалась в «Орионе», DJ Фонарь получил предложение, которое определило его судьбу и судьбу
многих жителей Москвы и Санкт-Петербурга.
В 1990 году Владимира знакомят с Артемом Троицким, известным музыкальным критиком. И тот, как оказалось впоследствии, долго присматривался к прыткому молодому человеку, предложил ему работу на открывающейся вскоре российско-американской радиостанции «Мак
симум». Так DJ Фонарь стал отвечать на этой радиостанции за танцевальную музыку, и так появилась радиопрограмма, посвященная танцевальной музыке, о которой в полной мере можно говорить – легендарная. Программа получила название «Танцевальная академия», которое было как нельзя точным, и первый выход
«Академии» в эфир состоялся 21 января 1992 года. Это была первая программа на российском радио, полностью посвященная танцевальной музыке. Именно здесь проходили свои «университеты» многие из тех, кто сейчас гордо называет себя «ветеранами танцевальной сцены». Позднее «Танцевальная академия» поменял
а название на “Funny House” и оставалась лучшей и непревзойденной по мастерству подачи до самого своего закрытия, которое случилось в 1998 году. Чтобы рассказать о роли этой программы в развитии нашей танцевальной культуры, вероятно, потребуется написать отдельную статью, но можно сказать одно: это
была одна из важнейших вех как в развитии танцевальной сцены в нашей стране, так и в карьере Владимира.
В середине девяностых, когда рейвы проводились в громадных спорткомплексах, а ди-джеи считались богами, DJ Фонарь очень много выступал, колесил по стране и сеял семена этой культуры по всей стр
ане. Вероятно, он всегда таким был и остается – лектором, целью которого является заинтересовать публику своими интересными научно-популярными лекциями. В его изложении танцевальная музыка всегда была чем-то увлекательным, до жути интересным и очень понятным.
Он принимал участие в организациях мног
их известных рейвов, он принимал участие в открытии первого магазина для ди-джев «Дискоксид» в 1995 году, он объяснял молодым ди-джеям, что человек на танцполе – это тоже человек, и он хочет отдыхать. Причем, несмотря на всю свою популярность он всегда был и остается человеком открытым.
Именно DJ
Фонарь первым устроил церемонию награждения в области танцевальной музыки “Funny House Dance Awards”, проведя в 1997 году в спорткомплексе «Олимпийский» масштабную танцевальную вечеринку, где присутствовали и звезды поп-музыки, и огромная армия журналистов и огромная толпа любителей отдыха в движен
ии. Именно таким был жизненный слоган Фонаря на протяжении всего бурного десятилетия: «Отдых в движении!»
Приблизительно в то же время, на легендарной московской студии «Станция Солярис», вместе с Евгением Родионовым (который являлся участником коллектива Cool Front, бывшим в свое время одним из
первых групп писавших техно-музыку) DJ Фонарь пробует себя в написании музыки. Плодом этой работы становится трек «Дюк», который куда как больше подходит для техно-танцполов того времени. Это весьма мрачная, но очень атмосферная композиция с сэмплами из компьютерной игры “Duke Nukem 3-D” получилась
очень удачной и снискала многочисленные похвальные отклики от коллег по цеху.
Вообще у Фонаря студийная деятельность не являлась приоритетной, хотя желание писать музыку присутствовало всегда. Впоследствии, под псевдонимом «Спутник-55» было записано еще несколько треков, некоторые из них попали на
два релиза его лейбла Funny House records. Это была работа группы Arrival “From Moscow to Krasnoyarsk” с ремиксом самого Фонаря и пластинка «Спутник-55» “Zero”. Последней работой проекта стал замечательный трек «Воздушный поцелуй», настроение которого в точности определяет его название.
В середин
е 1998 года программа Funny House на радио «Максимум» прекращает свое существование, и Владимир уходит в свободное плавание, постепенно при этом отходя от прогрессив-техно и «плотного» английского транса в сторону музыки более мелодичной и атмосферной. И именно тогда DJ Фонарь начинает приобретать п
оклонников у любителей прогрессив-транс музыки. Те, кто танцевал под фонаревские техно-сеты все девяностые, этого не понимает и Фонаря для себя мысленно списывает в утиль.
Однако Владимир по-прежнему остается тем самым человеком, через которого многие открывают для себя мир танцевальной музыки. В
се то время, когда программа «Funny House» уже не существовала, а нового еще ничего не появилось, Владимир искал свой путь. Тогда ходили слухи, что DJ Фонарь уходит из ди-джейства, что он разочаровался в том, как развивается та культура, на которую он потратил всю свою жизнь. Говорили, что он распро
дает всю свою коллекцию пластинок и уходит в сферы бизнеса. Однако это оказалось правдой всего лишь наполовину – DJ Фонарь практически перестал покупать пластинки и начал активно использовать компакт-диски. Этот факт, плюс еще уход в прогрессив-транс музыку (всегда считавшейся музыкой для подростков
) вызвало неоднозначную реакцию как у коллег по цеху, так и у обычных клабберов. Фонаря особо это не волновало, и он продолжал гнуть свою линию, попутно собирая близких по духу людей.
Так, в начале «нулевых» появилась «Атмосфера», где помимо Фонаря состояли его друзья Коля, Град и Кореец. Постепе
нно, с течением времени, «Атмосфера» стала чуть ли не самым натуральным клубным брэндом. Для многих молодых клабберов радио программа «Атмосфера» являлась тем же, что и «Funny House» в девяностых. Через нее многие открывали новые ритмы, новый стиль жизни и свои увлечения. В начале этого десятилетия
DJ Фонарь становится (в который уже раз) вождем молодого поколения клабберов, и сам потихоньку пропагандирует свои идеи и виденье музыки через радио, многочисленные гастроли, через вечеринки «Атмосфера». Тогда же звучит заявление о том, что «Атмосфера» - это лейбл, направленный на развитие танцеваль
ной культуры, хотя помимо нескольких ди-джеев с известными именами там никого не числилось.
По прошествии нескольких лет в «Атмосфере» появляются несколько музыкальных коллективов и музыкантов-одиночек, чья музыка была очень близка Фонарю. Это Sound Fiction, Вадим Жуков, Марек, Павлига, Воронцов
(проект Коала) и некоторые другие. Тогда же выходит сборник артистов лейбла «Атмо 1», который пользуется большим спросом у клубящегося населения, а про «Атмосферу» уже можно было говорить, что это настоящий лейбл.
Но 2005 году, Володя, неожиданно для всех, покидает «Атмосферу» и уходит, впрочем в
который раз, в свободное плаванье. На все вопросы, что произошло он лишь отмалчивался и отшучивался. «Я творческий человек», - говорит Володя. - «И мне интересно двигаться дальше и в новых направлениях». Безусловно, всякий творческий проект имеет определенный срок жизни. Когда авторы проекта выходя
т на новый творческий уровень, они начинают новый проект. С этой точки зрения официальное решение Володи, чья культовая личность фактически олицетворяет собой «Атмосферу», оставить этот проект выглядит вполне закономерно, и предполагает в ближайшем будущем совершенно иной полноценный проект. Возможн
о, им станет то, что сейчас носит имя «Знаки», может быть, будет нечто совершенно другое. Но ясно одно – жизнь продолжается, а творческое развитие Фонаря не стоит на месте.
СЛУШАТЬ ЧТОБЫ ПОНЯТЬ:
DJ Фонарь представляет Reactivate classics (Soyuz UK) 1998
Лицо Фонаря на обложке, внутри чуть больш
е двадцати действительно классических треков начала 90-х. Все эти треки олицетворяют и передают дух клубной жизни начала 90-х. Этот сборник представляет из себя подборку наиболее примечательных треков, которые выходили в серии сборников “Reactivate” на английском лейбле React. Вышел этот сборник пра
ктически в момент финансового кризиса 98-го года, и ныне является раритетным. Планировался еще выход миксованной версии, но кризис, опять-таки все подпортил.
DJ Фонарь – World of Trance (Правительство Звука) 2004
«Есть в миксе и начало, и развитие, и пик, и последние, эмбиентные версии известных
хитов, вроде “Calling your name”. Не теряя своего фирменного звучания, ди-джей показал нам, каким транс бывает, показал историю. Показал историю интересно и не банально, что для работ русских диск-жокеев большая редкость. Да и миксом этим он убил сразу несколько зайцев. Людям, которые только начина
ют слушать подобную музыку, и истоков не знают, он показал корни, те, кто когда-то это слушали, могут погрузиться в ностальгию (правда, все ж таки не надолго), а всем остальным (и скептикам в том числе) дал понять, что не все так плохо в стране нашей с ди-джеями.» Именно так мы писали об этом диске
и от слов своих не отказываемся.
DJ Фонарь – Пробуждение (Правительство Звука) 2005
«Пробуждение» - это именно тот микс, с которого надо брать пример. Начиная с интригующего вступления от восходящей звезды лейбла «Атмосфера» Вадима Жукова “Evolution” и хитового ремикса австралийцев Nubreed на ав
стралийский же проект Чейбла и кучи других музыкантов, скрывающихся под псевдонимом The Dirty Fours, переходя в мелодичный, но достаточно энергичный трек Сержа Деванта “Always have tomorrow” и завершая микс треками, где сквозит та самая энергетика, которая лет десять тому назад присутствовала в микс