Музыкальные предпочтения Дитера Мёбиуса на протяжении жизни музыканта не раз претерпевали определенные изменения. Начав с классики, он переключился на краут-рок, а после – стал одним из виднейших специалистов по электронной музыке во всей Европе, да и за её пределами.
Дитер Мёбиус – немецко-швейцарский музыкант, специалист по экспериментальной музыке, эмбиенту, электронике и краут-року.
Родился Дитер Мёбиус в Швейцарии; рос он на классической музыке, которую очень любила его мать – бывшая, кстати, талантливой пианисткой. Впоследствии, впрочем, музыкальные предпочтения Дитера претерпели определенные изменения; Мёбиус буквально влюбился в рок-н-ролльные ритмы Чака Берри (Chuck Berry) и артхаузные решения популярных групп вроде Velvet Underground.
Искусство Мёбиус изучал в Брюсселе (Brussels) и Берлине (Berlin); в ходе обучения он всерьез увлекся стилистикой краут-рока, глубоко впустив в душу его ритмы и мелодии. Здес
ь же он познакомился с Хансом-Иоахимом Роделиусом (Hans-Joachim Roedelius) и Конрадом Шнитцлером (Conrad Schnitzler) из Tangerine Dream; втроем они в 1969-ом основали команду Kluster. Свой дебютный LP 'Klopfzeichen' трио выпустило в 1970-ом. Примерно в районе третьего альбома, 'Kluster und Eruption', Шницлер задумался о сольной карьере и группу оставил.
После ухода Шнитцлера название группы поменялось – теперь музыканты именовали себя Cluster. На протяжении следующих десятилетий группа активно выпускала новые произведения; в общей сложности на счету их было 15 альбомов – причем минимум дважды им довелось поработать с самим Брайаном Ино (Brian Eno). Музы
канты не стали окончательно прикрепляться к одному-единственному стилю; на пластинках 'Zuckerzeit' 1974-го и и 'Sowiesoso' 1976-го они отошли от жестковатого стиля краут-рока, начав практиковать более мягкую и неформальную стилистику эмбиента. Как отмечал впоследствии Роделиус, 'Sowiesoso' по природе своей довольно ярко демонстрировал то, ради чего они с Дитером изначально стали музыкантами; в альбомах вроде этого команда могла экспериментировать с различными стилевыми решениями и попросту творить интересную музыку, не ограничивая себя теми или иными жанровыми рамками. Определенную роль в экспериментах дуэта сыграл и их продюсер Конрад Планк (Conrad Plan
). По мере течения времени произведения группы становились все более и более сложными и нестандартными; их электронная музыка звучанием своим теперь напоминала скорее мелодии 'Kraftwerk', чем их же собственное раннее творчество.
В 1986-ом Мёбиус отправился на гастроли в Южную Америку в компании Планка и Арно Стеффена (Arno Steffen); проходили гастроли под эгидой немецкого института культуры.
В 1990-ом Дитер Мёбиус женился на своей возлюбленной Ирен (Irene).
В 1996-ом стараниями Расса Карри (Russ Curry) прошел последний гастрольный тур группы Cluster; на сей раз музыканты выступали в Японии и Штатах. Впоследствии Мёбиус и Роделиус основали новый коллек
тив, Harmonia; здесь с ними сотрудничал Михаэль Ротер (Michael Rother) из Neu!, также работавший с Брайаном Ино. Параллельно Мёбиус развивал сольную карьеру; выпустил самостоятельно он в общей сложности больше дюжины альбомов. Один из последних его проектов, 'Nidemonex', увидел свет в 2014-ом году.
Впоследствии Мёбиусу довелось принять участие в работе еще целого ряда проектов – вроде Conny Plank или Mani Neumeier. В 2007-ом Дитер отправился гастролировать в компании Ротера; выступали на этом этапе они под общим названием Rother & Moebius. 27-го ноября 2007-го прошел еще и новый концерт воссоединившегося проекта Harmonia; на сцене берлинского Дома Культу
Мира музыканты выступали вживую, впервые с 1976-го года.
Искать источники вдохновения музыканты не переставили никогда; на одной из своих лекций Роделиус и Мёбиус поясняли, что в формировании их музыки немалую роль сыграла атмосфера совместной деятельности и разделения, к которой они успели изрядно привыкнуть. Фестивали для Дитера и Ханса были не просто возможностью заявить о себе, но и уникальным шансом как следует проникнуться творчеством коллег – и, возможно, почерпнуть что-то интересное для себя самих. Увы, не всех современных музыкантов коллеги оценивали одинаково высоко; несколько раз Мёбиус жаловался, что даже наиболее талантливые специалисты по
электронной музыке будто бы насильно загоняют себя в рамки одной и той же программной среды или музыкального формата.
Скончался Дитер Мёбиус 20-го июля 2015-го; причина смерти его официально пока не называлась. На момент смерти музыканту был 71 год. Новость о смерти музыканта уже успели прокомментировать его коллеги, Ротер и Роделиус. Ротер признался, что новости эти весьма опечалили как родных и близких Мёбиуса, так и многочисленных любителей его уникальной музыки. Во многих отношениях Мёбиус был одним из основоположников своего стиля – во всяком случае, на территории Швейцарии и Германии; творения его стали классикой жанра и еще не скоро будут забыты.