Современный голландский художник, создающий светотеневые скульптуры. Работы Вигмана просто поражают воображение – из казалось бы ничем не примечательной кучки непонятных и весьма расплывчатых предметов вдруг появляется настоящий шедевр – тень на стене.
Дит Вигман начал свои эксперименты с тенями еще в 1980-х, и именно он вдохновил на работу со светотенями и других художников, вроде Тим Нобл (Tim Noble) и Сью Вебстер (Sue Webster).
Если смотреть на скульптуры Вигмана как на объекты, то они покажутся по меньшей мере странными – это просто довольно беспорядочный набор чего-то, иногда даже простого мусора. Но вот когда на все это падает правильно направленный свет, то на стене появляется тень, и вот эта тень собственно и является произведением искусства. Так, именно тени на стене и создает Дит Вигман, и именно за эти тени и следует оценивать его талант.
Вот на стене видна знаменитая статуя Венера Милосская, вот Атлант, держащий на плечах земной шар, следом мы видим знаменитую статую Давида, а вон и Майкл Джексон и его знаменитая Лунная походка. Ожерелье в футляре при направленном на него свете лампы отбросило на стену значок $, а блюдо с остатками пищи в итоге превратилось в проекцию земного шара и континенты.
Примечательно, что до того, как вспыхнет свет, и на стену ляжет тень, предсказать, что это будет, совершенно невозможно. Так, собственно скульптуры никаким образом не передают их теней.
Есть среди его работ Сизиф, катящий в гору камень, а также стулья - реминисценция работы Сальвадора Дали (Salvador Dali).
Удивительно, насколько большую часть работы создает в искусстве Дита Вигмана правильный свет – если сдвинуть угол освещения даже совсем немного, то картина как будто растворится, и непонятная груда предметов, напоминающая мусор, отбросит на стену настолько же непонятную тень.
Впрочем, именно своей зыбкостью и эфемерностью и интересны работы Вигмана. Они словно напоминают, как ничтожно мала грань между красотой и уродством. Изобретательность же художника поражает – невольно начинаешь думать: пожалуй, и я смог бы создать нечто такое. Впрочем, за кажущейся простотой световых скульптур стоит огромная работа – каждая деталь здесь выверена, каждый лучик света направлен именно туда, куда следует. Так и рождается искусство проекции теней, которое вызывает восхищение и удивление и заставляет много о чем подумать.