У людей, интересующихся историей изобразительного творчества, имя Дионисия ассоциируется, пожалуй, с лучшими и значимыми творениями иконописи в духе московских художественных традиций 15-16 столетия. Знатоки в искусствоведении называют Дионисия приемником традиций иконописи, заложенных в свое время еще Андреем Рублевым. Он заслужино считается одним из величайших русских мастеров в области иконописи.
У людей, интересующихся историей изобразительного творчества, имя Дионисия ассоциируется, пожалуй, с лучшими и значимыми творениями иконописи в духе московских художественных традиций 15-16 столетия. Знатоки в искусствоведении называют Дионисия приемником традиций иконописи, заложенных в свое время еще Андреем Рублевым. Он заслужино считается одним из величайших русских мастеров в области иконописи.
Одними из ранних творений Дионисия, ставших известными и принесших ему знаменитость, были фрески росписи в соборе Рождества Богоматери Пафнутьево-Боровского монастыря, который расположен в окрестностях Калуги. Они могли оказаться полностью потерянными для потомков — в 1586 году было принято решение разобрать собор и на месте его построить новый. По счастливой случайности каменные блоки с росписью Дионисия и его учителя мастера Митрофана были повторно использованы в строительстве фундамента нового здания, благодаря чему были сохранены и попрошествии многих лет были обнаружены. В настоящий момент сохранившиеся элементы этих росписей выставлены в музее древнерусской культуры и искусства в Москве и боровском отделении Калужского краеведческого музея.
В 1481 году Дионисию посчастливилось получить очень почетный заказ: в сотрудничестве с другими иконописцами он обязался написать иконы для Успенского Собора в Кремле. О том, как ценился труд на тот момент еще молодого художника, можно судить по одному редкому в те времена факту: Владыка Вассиан, заказчик росписи, еще до ее начала велел выдать задаток в размере 100 целковых, в ту эпоху это было очень внушительная сумма. Эксперты считают, что Дионисию принадлежит авторство деисусного чина, самая важная и трудоемкая часть работы.
По словам современников Деисус - «вельми чудесен» и тем самым приумножил славу Дионисия. С того момента за ним закрепилась репутация «мастера преизящного» и он стал олицетворять московскую школу иконописи. Он стал Любимцем Ивана III и Иосифа Волоцкого, который заказал Дионисию почти 80 икон.
Произведения Дионисия отличались особой строгостью, торжественностью, палитра цветов была светла, пропорции слегка удлинены, что придает некоторое изящество. В период творчества Московская Русь преживала расцвет, и это отражает творчество Дионисия, его произведения выражают яркую праздничность и парадность.
Наиболее полно выражают манеру и особенности письма Дионисия великолепно сохранившиеся от влияния времени фрески на стенах в Феропонтовом монастыре на Белоозере. Они остаются максимально близки к своему исходному виду и цветовой палитре, так как они никогда и никем практически не переписывались и не реставрировались.
Даниил Черный
Даниил Черный —известный русский иконописец (годы жизни приблизительно 1360 -1430). Был старшим современником и считается наставником и соавтором Андрея Рублева. Вдвоем они выполнили роспись Успенского собора в г. Владимир (1408) и Троицкого собора в Троице-Сергеевой ларе. Из текстов «Сказания о святых иконописцах» , а в других исторических источниках упоминается просто Даниил.
В исторических документах от 1408 года, повествующих о работе над росписью Успенского собора Даниил по тексту упоминается раньше имени Андрея. Скорее всего потому что Даниил старше и признавался опытным мастеро. По мнению Иосифа Волоцкого Даниил стал учителем Рублева и оказал большое влияние на его творчество.
Совмстная творческая работа двух мастеров породила проблему — невозможности определения авторства в их работах. Причина тому то, что в 15 веке не было принято у икнописцов оставлять на работах автографов. И. Грабарь, относя Даниила Черного к более старшему поколению, предлагал считать его автором тех работ, в которых прослеживались черты и художественные особенности иконописи 15 века, перенятые у византийских художников. Образцом «старой традиции» служит «Лоно Авраамово», часть фрагментов изображенных на северной стене, и ряд икон — все это в Успенском соборе.
Детальное сопоставление икон праздничного и деисусного рядов породила предположение распределение икон велось в соответствии с духовным опытом и способностью глубоко отобразить сюжетную линию.
Даниилу Черному были свойственны большое живописное мастерство и дар психологической характеристики, его творения обладали целостностью и гармонией композиции.
Даниил умер примерно в одно время с Андреем Рублевым (около 1430 г.) от «морского поветрия». Оба иконописца погребены в Спасо-Андрониковом монастыре. Даниил после себя оставил учеников, а также рисунки, которые послужили основой для создания работ последователей мастера.