В списке творческого наследия режиссера Динары Асановой не так уж много пунктов – две небольших роли в фильмах, название которых ничего не скажет даже зрителям старшего поколения, две документальных и одна короткометражная лента, снятые еще в студенческие годы и всего пять полнометражных фильмов. Но работы Асановой будоражили умы, вызывали долгие споры, и фактически являлись срезом мыслей и чувств целого поколения. Она обладала яркой индивидуальностью и очень редкой в то время внутренней независимостью – и возможно, поэтому ушла из жизни очень рано.
Динара Асанова - военный ребенок. Она родилась 24 октября 1942 года в столице Киргизии, городе Фрунзе (теперь Бишкек). Отец Динары, Кулдаш Асанов, погиб на фронте в этом же году. Мать работала ткачихой и воспитанием девочки занималась преимущественно бабушка. От нее Динара научилась умению общаться с людьми. Девочка-тихоня находила общий язык со всеми своими сверстниками, могла играть в футбол с мальчишками, организовывала дворовую библиотеку и рисование афиш для кинотеатра. Мать настаивала, чтобы после окончания школы Динара получила надежную и высокооплачиваемую работу на текстильной фабрике, но выпускница отправилась на студию 'Киргизфильм' и попросила принять ее хотя бы уборщицей. Она зав
едовала реквизитом, работала в съемочной группе фильма 'Зной' режиссера Ларисы Шепитько, и благодаря своему изяществу и милому восточному лицу даже снялась в фильме 'Девушка из Тянь-Шаня' (1960 г.).
Киностудия рекомендовала Динару Асанову к поступлению во ВГИК. Первая попытка была неудачной, но девушка не отступила. Только после третьего раза она поступила на режиссерский факультет, в мастерскую Г. Столпера и М. Ромма. В группе, где учились также Сергей Соловьев и Станислав Говорухин, шла достаточно жесткая борьба за лидерство, от которой Асанова отстранялась, также как и от шумного веселья в студенческих компаниях, однако среди ее многочисленных друзей были и такие звезды шестидесятых, как Булат Окуджава и Белла Ахмадули
а. И в это же время прозвучал первый тревожный звонок – во время отдыха у Динары остановилось сердце, но соседки по общежитию успели вовремя вызвать 'скорую'.
После окончания ВГИК Динара Асанова переехала в Ленинград. В 1970 году был снят ее первый самостоятельный фильм. Для своей дипломной работы Асанова выбрала новеллу В. Распутина 'Рудольфио', рассказывающую о сложных взаимоотношениях взрослого мужчины и девочки-подростка. Выразительная игра легендарного Юрия Визбора, импровизация, переосмысление первоисточника, и наконец, необычное раскрытие главной темы последующего творчества Асановой – становления личности подростка – не спасли режиссерский дебют от опалы. Фильм был обвинен в подражании 'Лолите', а Асанову на целых
ять лет лишили возможности снимать. В это время она вышла замуж за Николая Юдина, художника-графика, а в 1971 году родила Анвара, своего единственного ребенка, который впоследствии не раз появлялся в ее картинах.
Смена руководства 'Ленфильма' покончила с творческим простоем Динары Асановой. В 1974 году вышел ее первый полнометражный фильм со странным названием – 'Не болит голова у дятла'. Рассказ о взрослении мальчика, увлеченного джазовой музыкой, которую очень любила и сама Асанова, был напрочь лишен воспитательной риторики и с неожиданной точки зрения раскрывал темы внутреннего одиночества подростка, его первой любви и попыток обретения себя. Эта традиция получила дальнейшее развитие и в культовом 'К
юче без права передачи' (1976 г.). Импровизационная манера игры, когда экранные герои становились как бы продолжением самих юных актеров, документальная достоверность эпизодов об отношениях между детьми и взрослыми, неоднозначный сюжет – все это вызвало бурную дискуссию вокруг фильма. Через год он был награжден премией Ленинского комсомола.
Следующая работа Асановой, фильм 'Беда', рассказывающий историю моральной деградации алкоголика, был встречен зрителями прохладно; не вызвали особого интереса также телефильм 'Никудышняя' и киноэтюд 'Что бы ты выбрал?'
Новым открытием для зрителей стал фильм 'Пацаны' (1983 г.). В фильме о лагере для трудных подростков снимались дети с непростой судьбой. Съемки изменили и их самих, по
волив обрести внутреннюю свободу и оценить радость созидания; Асанова продолжала следить за их судьбой и после окончания работы над фильмом. Через два года эта работа получила Государственную премию, но режиссер об этом так и не узнала. В 1984 году она сняла камерную драму 'Милый, дорогой, любимый, единственный', а также телеспектакль 'Дети раздоров', продолжающий тему взаимоотношений взрослых и детей.
А в следующем году Динары Асановой не стало. На съемках фильма 'Незнакомка' в номере гостиницы у нее остановилось сердце – как когда-то в студенческом общежитии.
Асанова не успела ни снять все, что запланировала, ни вырастить сына. Однако после нее остались непростые фильмы, которые и через сорок лет будоражат умы и сердца