Попадая в мир музыки, мы на какое-то время погружаемся в другую реальность. Музыкальное пространство бескрайне и безгранично, здесь не знают старых дорог и испытанных методов. Музыка будоражит воображение, дарит яркие эмоции и наполняет нашу жизнь радужной палитрой чувств. И именно музыка способна точно передать настроение фильма, создать романтическую атмосферу, столь близкую тревожной стихии мелодрамы.
Дина, Вы известны, как автор музыки и исполнитель песен к телефильмам, но на сцене Вы выступали мало…
- Сцена - это мое дыхание, и я очень страдала, когда не было возможности выступать. Я ведь артистка по своей сути, по своей природе: всегда стремилась быть на виду, всегда у меня была своя аудитория, слушатели, и, конечно же, на профессиональной сцене я уже довольно давно, лет с шестнадцати.
И Вы решились, наконец, начать концертную деятельность… Программа называется «Ключи от счастья». Что для Вас – счастье?
- Это серьезное в моей жизни событие, - шаг на такую высокую ступеньку, которая находится выше моей головы (смеется). Мы долго выбирали название для концертной программы. Счастье – это моя любимая тема. Мой муж, Евгений Скрипкин, сказал: «Дина, слово «счастье» у тебя практически в каждом тексте встречается». Ну что ж, значит, я нахожусь в постоянном поиске. Я действительно цепляюсь за каждую возможность получить кусочек счастья. А ключ к счастью – это вера… Вера, надежда и любовь – вот такие простые ключи от счастья. «Женское счастье - был бы милый рядом». Но для меня это не только «милый», - это вся моя семья, мои дети. На мой взгляд, женщина находит свое место в жизни, становясь матерью. Для меня счастье, что я живу в любящей семье, и люблю сама.
Счастье – многогранно. Когда у женщины проблемы или сомнения, она – говорит! Мужчина молчит, а женщина – говорит. Женщине необходимо высказываться. Это в её женской сути заложено. И когда женщина проговаривает все свои мысли чувства, она становится более понятной даже для самой себя. И мое счастье ещё и в том, что я имею возможность сказать о своих чувствах, и это, оказывается, нужно не только мне, но и другим людям. Почему я выхожу на сцену? Потому что на протяжении многих лет ко мне поступают письма от разных людей: «Дина, почему Вас не видно, почему Вы не поете?» Одно дело – запись, но людям хочется живого общения. Мне тоже хочется видеть глаза, лица этих людей, которые хотят слышать, хотят слушать, которые находят в моих песнях возможное решение своих проблем. И это тоже ключ от счастья.
Ваши песни – о любви. А что ещё захватывает Ваше воображение? В чем источник вашего вдохновения?
- Мое вдохновение - это любовь, прежде всего. Я пацифист, поэтому мир, умиротворение для меня это очень важны, хотя страсти и бури душевные тоже рождают новые песни.
Меня интересуют другие судьбы, истории, я научилась слушать людей и это тоже даёт свои плоды. Книги, общение, путешествия, фильмы, сны – все это вдохновляет. Как бы тривиально это ни звучало, источником вдохновения может быть все что угодно.
Многое зависит от того, что происходит в жизни. Для меня важно жить в согласии со своим внутренним мироощущением. Когда я нахожусь в своих мыслях, меня домашние «теряют». Мне необходимо уединение в этот момент.
Но сосуд не всегда наполнен. Если долгое время работаешь, отдаешь и не получаешь никакой эмоциональной подпитки, то может начаться творческий кризис. Мне помогает мой муж, Евгений, который тоже человек пишущий, и, если я не знаю, куда двигаться, он может помочь и с музыкой, и с текстом, подсказать какое-то слово необходимое, и я ему могу, - мы так спасаем друг друга.
Когда Вы пишете музыку, когда сочиняете, Вам нужен особый настрой? Вы же пишете песни для фильмов, на определенную тему…
- Не всегда. Есть песни, которые уже были написаны раньше, и, читая сценарий, я понимаю, что у меня есть песня, которая сюда идеально подходит. А многие песни написаны не «под сценарий», а, наоборот, - вразрез. Ты пишешь песню и невольно начинаешь проецировать ситуацию на себя, на собственный опыт, появляются собственные воспоминания, и вдруг песня поворачивает в другое русло, соответствуя не столько тексту сценария, сколько настроению и общей атмосфере истории.
Вы представляете, как музыкальное наполнение может изменить фильм? Например, песня «Мамины руки», которая прозвучала в финале фильма «Террор любовью», изменила всю концепцию фильма. Изначально героиня, которую сыграла Ирина Розанова, - это другая женщина. А мы вдруг пишем песню, от которой наворачиваются слезы на глаза у всех, кто смотрит финальные кадры, и человек, который весь фильм воспринимался как монстр, становится несчастной женщиной, оставшейся без мужа, без любви… И нам пришлось бороться за эту песню.
Когда Вы пишете песни для фильма, вы пишете эмоцию человека, настроение? Или его характер?
- Все вместе. Должен получиться портрет человека. Но музыка далеко не всегда иллюстративна. Иногда человек в кадре делает одно, а песня приоткрывает его подлинные мысли и чувства. Не интересно просто констатировать факт, иллюстрировать, хочется открыть какое-то второе дно, найти ключик, который откроет какую-то тайну, снимет завесу.
У меня всегда была мечта писать музыку для фильмов. Казалось, что моя музыка и мои песни очень кинематографичны. «Всегда будьте осторожны с вашими желаниями, они могут исполниться» - это правда (смеется).
Вы отталкиваетесь от индивидуальности актеров, которые работают на картине или для Вас важен только персонаж?
- В первую очередь персонаж. Актер, бывает, играет самого себя, и индивидуальность может ярко проявляться на экране. Но все-таки актер исполняет роль, и если он играет хорошо, ты видишь только героя, а актера перестаешь замечать. Я всегда отталкиваюсь от тех эмоций и мыслей, которые заложены в фильме и в герое.
Мне кажется, это безумно сложно – взять чужую эмоцию, чужое настроение, и что-то сотворить, чего с вами могло не быть, и пытаться это интерпретировать в звуковой ряд, и попасть в точку. Режиссер ведь живой человек, и у него внутри звучит своя музыка. Бывают разногласия и разночтения у вас с режиссерами?
- Да, бывают. Иногда приходится настаивать на своем решении. Иногда приходится подстраиваться. Был проект «Обреченная стать звездой», очень интересный и очень сложный. Там мы работали с музыкальным продюсером и музыкальным редактором. Напрямую с режиссером и продюсером мы не общались, может быть потому, что мы были еще молодыми авторами. Работали дистанционно, и не всегда понимали, что от нас хотят, писали по два-три варианта песни. Иногда отвергали третий вариант, но оказывалось, что первый подходит лучше всего.
Однажды случилась довольно непростая ситуация: я была в положении и писала песню «Метель». В этом фильме героиня Анны Снаткиной теряет ребенка и поет колыбельную своему не родившемуся ребенку. Мне пришлось самой записывать эту песню, и я с большим трудом ее спела. Песня получилась очень прочувствованной. Мне кажется, если бы эту песню слушали бы женщины, собирающиеся сделать аборт, они бы изменили свое решение. Потому что это самое большое счастье – быть матерью. Вот у меня два счастья – девочка и
мальчик.
Умение сочинять, творить – с этим человек рождается или этому можно научиться?
- Мне кажется, бывают такие случаи, когда человек приходит к творчеству в зрелые годы. Какой-то информационный канал может вдруг человеку открыться. Иногда у человека может накапливаться творческая энергия: если он много поэзии читает, в какой-то момент ему захочется попробовать самому сочинить, если он слушает много музыки, она у него сливается в единый поток, и он может захотеть написать что-то свое. Бывает, жены или близкие людей искусства начинают приобщаться к творчеству, и начинают проявлять себя в зрелые годы. Я верю в творчество, ведь оно может проявляться в разных аспектах жизни. Умение готовить, например – это тоже творчество.
С чего начинается песня? Что должно быть в первую очередь? Слова? Мелодия?
- История. Должна быть какая-то история, которую мы проживаем и которая лежит в основе. Для меня это реальное событие, реальные эмоции, чувства, живые люди. Сначала я понимаю, что я хочу сказать словами в прозе. Я проговариваю смысл песни, пишу «сценарный план» песни. И уже потом появляется то, что облекается в поэтическую и музыкальную форму. Если человек может примерить на себя песню, как собственное платье, и сказать «это песня обо мне, я понимаю, о чем она» - это самое главное.
Какую музыку Вы любите?
- Я люблю абсолютно разную музыку. От довольно жесткой до вызывающей полное растворение. И бардовскую, и классическую, и джаз. Правда, не люблю технический джаз, - душевность и импульс для меня – основополагающие характеристики для того, чтобы мне захотелось слушать музыку.
У меня музыкальное образование - Нижегородское музыкальное училище. Эстрадно-джазовый вокал. Но джаз – своеобразная музыкальная культура. Либо он «в крови», либо надо много лет жить в его атмосфере. У меня к джазу отношение как к человеку, которого очень сильно уважаешь, понимаешь, о чем он говорит, и тебе интересно то, что он говорит, но повторить ты этого не можешь.
Как Вы относитесь к популярной музыке, про которую плохого слова не сказал только тот, кто не умеет говорить. Может быть, не все так плохо, как кажется?
- Конечно, не все так плохо. Очень много хорошего остается за бортом корабля, который бороздит просторы нашего телевидения и радио. Но ведь есть еще Интернет, и там человек, жаждущий знаний, их получит.
В какой-то момент я поняла, что мне нравится, что происходит, когда появились глубинные тексты, например, песни Ирины Дубцовой. У Валерии смысловые нагрузки сильные, Ева Польна мне нравится. Нравится «Uma2rmaH» - это мои земляки. Одно время мне очень нравилась группа «5’Nizza». C удовольствием слушаю Трофима, более ранние его альбомы.
Вы свои песни отдаете другим исполнителям?
- Иногда. В последнее время жадничаю.
А Вам не хочется «перепеть» по-своему или сказать: нет, это не так, я не это писала?
- Когда я пишу песни, я сама записываю «демо-версию». И, чтобы певицы не копировали мои интонации, я часто записываю соло для исполнителей-мужчин, а Евгений - женские. Мы придумали такой хитрый ход, потому что наши собственные эмоции мешают певцам. Исполнитель не только волен, но даже должен привнести что-то свое. И мне всегда интересно наблюдать перерождение. Есть, конечно, ряд песен, которые я уже спела - они мои, и я не могу воспринимать другое исполнение. Именно из этих песен и сложилась моя концертная программа, которую я буду представлять 27 апреля в клубе Milk Moscow. Это популярное место, где часто выступают рок-коллективы. Моя музыка экспрессивная, не тягучая, а бурлящая, она подходит для этого места. Мне будет аккомпанировать группа «Beverly Hills», один из лучших каверовых коллективов Москвы. Приглашаю Вас, приходите.
Над чем сейчас работате?
- Продолжаем репетиции концертной программы «Ключи от счастья». В неё вошли известные и полюбившиеся всем песни, такие как «На осколках звездопада», «Мамины руки», «Три дороги», «Скажи», «Перепутала», и совершенно новые песни.
А два последних дня мы снимали клип для нашего проекта «Афродита». Это, конечно, поп-музыка, танцевальный проект, который можно назвать «музыкой для ног». Он очень хорошо расходится, все российские и зарубежные курорты уже поют песни Афродиты. И мы снимали клип на её новую песню.
Вы продюсируете Афродиту?
- Мы с мужем продюсируем. Афродита – наше совместное детище. Я выступаю как автор песен, и как помощник продюсера. Мне комфортно, когда бразды правления в мужских руках, всё-таки у руля должен стоять мужчина. Клип Афродиты снимала кинокомпания «Параллакс фильм», режиссер Наталья Карачкова. И я впервые окунулась в атмосферу съемок. Два съемочных дня с предельно жестким графиком. Удивительно - я столько лет в кино, и, тем не менее, никогда не видела съемочный процесс изнутри. Я была на съемочных площадках, но как наблюдатель. А теперь погрузилась в съемочный процесс , там всё прописано «от и до», каждый вздох. Съемки – огромный труд и актеров, и тех людей, которые подчас не видны в кадре, их имена только «проскакивают» в финальных титрах. А ведь именно от этих людей зависит, насколько проект будет удачным, насколько быстро и эффективно пройдут съемки. Время сейчас нелегкое, «кто не успел - тот опоздал», делать нужно все быстро, оперативно и креативно (смеется).
Что вы считаете Вашим главным успехом на сегодняшний день?
- Мой главный успех – моя семья. Хорошо, что у меня есть возможность выступать с концертами, но мне не хочется превращать жизнь в гонку. Семья для меня всё-таки первична. Концерты – это только дополнение к тому, чтобы я лучше готовила борщ (смеется). Не реализовавшаяся мама - это не очень хорошо для ребенка. Мы, женщины, можем и коня на скаку остановить, и в горящую избу войти, потому что у нас есть вера, надежда и любовь.
А музыка звучит в моем сердце всегда. Я даже разговариваю с детьми иногда так – пою: «Варенька, пойдем гулять».
Музыка оказывает влияние на тех, кто рядом с вами. Она влияет на характер или на восприятие мира? По-вашему, она способна изменить мир?
- Конечно. Любое творчество способно менять. Музыка несет в себе очень сильную энергетику. Агрессивная музыка может сделать более агрессивным или помочь высвободить агрессию. Выключил, и эмоция ушла. Музыка способна настраивать, способна расстраивать, способна на многое, как и любое другое творчество. Особенно чувствительны дети, они принимают, впитывают, отдают. Наши дети пропитаны музыкой насквозь, они слушали ее еще в утробе матери. Я думаю, если тебе дана такая возможность - творить, ты должен сделать максимум, чтобы этот мир стал чище, лучше. Я верю, что музыка заставляет человека задуматься, посмотреть на мир другими глазами и сделать то, что в его силах, чтобы мир становился добрее.