Популярные личности

Димитрий Сперовский

Епископ Рязанский и Зарайский. Деятель Русской православной церкви.
На фото Димитрий Сперовский
Категория:
Дата рождения:
1865-04-18
Место рождения:
Боровичский уезд Новгородской губернии , Россия
Дата смерти:
1923-03-06
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Краткая биография

Епископ Рязанский и Зарайский. Деятель Русской православной церкви.


Отец — Андрей Сперовский (около 1826—1907) — священник, в 1877—1907 служил в Мошенском погосте в деревянном многоярусном храме с уникальным иконостасом.

Окончил Боровичское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию (1886) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1891) со степенью кандидата богословия. Тема кандидатского сочинения: «Старинные русские иконостасы» — эта работа стала классической. Она включает в себя подробный обзор истории развития иконостасов с XIV до конца XVII века, описание их многоярусной структуры, сложившейся к концу XVI—XVII векам. Выводы сделаны на основе изучения многочисленных летописных и документальных сведений, а также известных автору древних памятников Новгородской губернии, большинство из которых при советской власти были утрачены.

С 6 июня 1891 — преподаватель обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в Новгородской духовной семинарии. Участвовал диспуты со старообрядцами, его учеником был будущий епископ Варсонофий (Лебедев), многие годы занимавшийся миссионерской деятельностью.

19 сентября 1893 был пострижен в монашество. С 1 октября 1893 — иеродиакон, с 3 октября 1893 — иеромонах. С 6 июня 1894 — инспектор Кутаисской духовной семинарии. С 3 марта 1895 — ректор Кутаисской духовной семинарии, с 19 марта 1895 — архимандрит. С января 1897 — ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Антониева монастыря. Как ректор был известен своей строгостью, что подтверждается в письме владыки Антония (Храповицкого), адресованного владыке Арсению (Стадницкому).

С 2 февраля 1903 — епископ Кременецкий, викарий Волынской епархии. С 1 мая 1904 — епископ Новомиргородский, викарием Херсонской епархии. Придерживался крайне правых политических взглядов, осенью 1906 совершил молебен по случаю открытия Одесского отдела Союза русских людей (СРЛ), после которого произнёс политическую речь, заявив, что

настало время и нам подняться на защиту дорогого Отечества нашего от угрожающих ему многочисленных врагов. Последние для того, чтобы с успехом бороться с нами и покорить себе русскую землю, соединяются друг с другом и составляют многочисленные сильные партии. То же самое должны сделать и мы, патриоты, если хотим победить врагов и спасти свое Отечество. И мы обязаны сплотиться в тесные союзы, чтобы дружно отражать врагов.

Выступал с ярко выраженных антисемитских позиций, утверждая, что евреи являются «врагами Веры и Отечества». В то же время осуждал крайне правых публицистов, стремившихся дискредитировать Ветхий Завет, не признавая его в качестве священной книги. Однако при этом относился к таким авторам куда более благожелательно, чем к евреям, считая, что они допускают кощунство не злонамеренно, а по неведению.

С 25 января 1907 — епископ Сухумский. С 25 июля 1911 — епископ Рязанский и Зарайский. Был председателем Рязанского отдела Союза русского народа (СРН), член Совета монархических съездов. Участвовал в работе Петроградского совещания монархистов, состоявшегося в ноябре 1915; выступил на нём по вопросу о борьбе с Прогрессивным блоком. Его крайне правые политические взгляды вызывали негативное отношение значительной части верующих. По данным рязанского жандармского управления от 1916, «Димитрий своими крайне резкими проповедями гипнотизирует простонародье и восстанавливает против себя как пастыря церкви большую часть положительно настроенного населения г. Рязани».

В 1917 уволен на покой по требованию рязанского духовенства, которое было недовольно строгим и монархически настроенным архиереем.

Жил в Валдайском Иверском монастыре Новгородской епархии. С ноября 1917 — управляющий, на правах настоятеля, Старорусским Спасо-Преображенским монастырем. В 1918 организовал сбор подписей в защиту имущественных и образовательных прав церкви, руководил депутацией, направленной с этой петицией в Москву на Поместный собор. В 1919 ему было поручено организовать временный Псковский епархиальный совет для Порховского, Великолукского, Опочского, Новоржевского и части Островского уездов в Порхове или Великих Луках.

В 1919 был назначен епископом Пермским и Кунгурским, но по просьбе епископа и старорусских приходских советов он был оставлен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря (существует информация, что он был возведён в сан архиепископа и назначен на Старорусскую кафедру). В 1920 был арестован по делу епархиального совета в Новгороде и заключён в тюрьму, но вскоре освобождён. Весной 1922 решительно выступил против изъятия церковных ценностей, заявив, «что он не может выдать церковных ценностей, а равно не могут этого сделать и верующие, потому, что в случае такой выдачи, они подлежат отлучению от церкви». Взамен этих ценностей жители Старой Руссы собрали 4,5 пуда серебра в помощь голодающим.

В 1922 губернский революционный трибунал вынес постановление о его привлечении к уголовной ответственности, однако дело было отложено. По некоторым данным, в 1922 был административно выслан в Архангельскую губернию, но вскоре ему разрешили вернуться. В 1923 епископ Димитрий скончался. Иногда назывались другие даты его кончины — 1921 (что явно неправдоподобно) и 1929. По данным митрополита Мануила (Лемешевского), владыка Димитрий «о себе оставил память пастыря доброго, милостивого, добродушного».

Труды

Старинные русские иконостасы. Происхождение их и разбор иконографического содержания. СПб. 1893 (переиздание в книге: Высокий русский иконостас. / Сост. Т. Н. Кудрявцева, В. А.Фёдоров. М., 2004).

Беседы о Церкви Православной и о еретиках. Почаев, 1904;

Значение самодержавия в истории России и жизни русского народа. (Из речи, произнесенной пред молебствием по случаю открытия Одесского Союза Русских Людей). Одесса, 1906;

Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. Тайна благочестия и тайна беззакония. Одесса, 1906;

Святой Библиею нужно пользоваться благоговейно и осторожно. Предостережение ревнителям православной веры и русского дела по поводу статьи ген. М. И. Драгомирова об Иосифе Прекрасном. Одесса, 1907;

О Церкви Православной и о еретиках. (Из поучений Димитрия, епископа Сухумского). 11 бесед. Одесса, 1910.

Древний дискос Новгородский в ризнице Почаевской лавры. Рязань, 1914.



Поделиться: