Популярные личности

Димитрий Беликов

Архиепископ Томский Русской православной церкви.
Категория:
Гражданство:
Россия
Биография

Краткая биография

Архиепископ Томский Русской православной церкви.


Димитрий (в миру Дмитрий Никанорович Беликов; 1852, Симбирская губерния — 1932, Томск) — архиепископ Томский Русской православной церкви. Митрополит Томский в юрисдикции Временного высшего церковного совета (ВВЦС). Историк церкви.

Родился в семье священника. Жена — Надежда Степановна (умерла в 19

03). Дети — Борис, Нина, Екатерина.

Окончил Симбирскую духовную семинарию (1874), Казанскую духовную академию (1878) со степенью кандидата богословия (тема диссертации: «Спартанская реформа при царях Агисе III и Клеомене III»). Магистр богословия (1887; тема диссертации: «Начало христианства у го

тов и деятельность епископа Ульфилы»). Доктор церковной истории (1902; тема диссертации: «Томский раскол. Исторический очерк с 1834 по 1880 годы»).

С 22 ноября 1878 — приват-доцент кафедры общей и древней гражданской истории Казанской духовной академии.

С 1882, одновременно, настоятель Покровск

ой церкви в Казани.

С 15 августа 1884 — и. д. доцента Казанской духовной академии.

С 19 декабря 1887 — доцент Казанской духовной академии.

С 1 мая 1888 — законоучитель Родионовского института и настоятель церкви при нём.

С 22 октября 1889 — профессор богословия Томского университета. Также ч

итал лекции в Томском технологическом институте.

С 1890, одновременно, настоятель университетской Казанско-Богородицкой церкви.

С 25 мая 1895 — протоиерей.

С 18 февраля 1904 — заслуженный профессор.

В 1906—1912 — член Государственного совета по выборам от белого духовенства.

С 8 сентября 1

906 преподавал богословие в Петербургском женском педагогическом институте, был настоятелем церкви Иверской иконы Божьей Матери при нём.

С 7 сентября 1907 по 4 декабря 1913 — председатель Учебного комитета при Святейшем Синоде.

С 5 мая 1908 — настоятель церкви Отец Седми Вселенских Соборов.

нимаясь научно-педагогической деятельностью в Казани, специализировался на древней истории. Переехав в Томск, занялся исследованиями в области церковной истории этого региона (в первую очередь, истории старообрядчества, которой была посвящена его докторская диссертация), опубликовав ряд трудов на эт

у тему.

По воспоминаниям современников, будучи добрым пастырем, обладая высоко-христианскими качествами своей благородной души, любвеобильного чуткого сердца и мягкого характера, о. Димитрий на всех местах своего служения пользовался глубоким уважением и искреннею преданностью как своей паствы, т

ак и той среды, в которой проходила его служебная деятельность.

В 1920 пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Омского с возведением в сан архиепископа. Был выслан в Томскую губернию, где служил в Покровском храме в селе Петухово, некоторое время был настоятелем Градо-Томской Сретенской це

ркви. С 1923 — архиепископ Томский. Существует информация о его участии в обновленческом движении (до 1924) — во всяком случае, он стремился не обострять отношений с обновленцами. В 1926 Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Петр (Полянский), находившийся в заключении, включил его в чис

ло трёх архиереев, которым он поручал временное управление церковью (эта «коллегия» так и не приступила к работе).

В условиях частой смены церковного руководства 1-3 марта 1927 объявил Томскую епархию автокефальной. Был запрещён в служении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, архиепископом У

гличским Серафимом (Самойловичем). Запрещению не подчинился и вошёл в юрисдикцию Временного высшего церковного совета — лояльной советской власти группы, которая, по имени её основателя архиепископа Григория (Яцковского), в церковно-исторической литературе именуется «григорианским расколом». 9 июня

1928 избран, 10 июня 1928 провозглашён митрополитом Томским. По некоторым данным, участвовал в диспуте с Анатолием Луначарским. Скончался вне общения с Патриаршей церковью.

Жил на квартире своего зятя, профессора Миролюбова. Был похоронен за алтарём Старо-Кафедрального Благовещенского собора Томс

ка, а после разрушения этого храма перезахоронен на Южном кладбище.

Труды

Начало христианства у готов и деятельность епископа Ульфилы. Казань, 1887

Старообрядческий раскол в Томской губернии по судебным данным. Томск, 1894.

Чудо, как принадлежность Откровения. Томск, 1895.

Старинные монасты

ри Томского края. Томск, 1898.

Первые крестьяне-насельники Томского края. Томск, 1900.

Старинный Свято-Троицкий собор в г. Томске. Томск, 1900.

Томский раскол. Исторический очерк с 1834 по 1880 годы. Томск, 1901.

Нравственность и религия. Томск, 1901.

Старинный раскол в пределах Томского к



Поделиться: