В субботу в Московском международном Доме музыки в рамках цикла И классика, и джаз выступит знаменитый французский скрипач Дидье Локвуд. Незадолго до концерта музыкант рассказал корреспонденту о программе и о своем творчестве.
- Будут исполнены ваши концерт для скрипки и концерт для фортепиано?
- Концерт Чайки написан для электроакустической скрипки и симфонического оркестра в духе современной классической музыки, но с каденциями для электрической скрипки, которая делает невероятные вещи, - получается очень зрелищно. А концерт для фортепиано будет играть Даниил Крамер. Эти два концерта выйдут во Франции в мае на диске в компании Universal Classique. Я уже играл скрипичный концерт в России, и Крамер уже исполнял фортепианный концерт, но оба эти произведения будут впервые сыграны в один вечер.
- Фортепианный концерт был изначально написан для Крамера?
- Нет, он был сочинен для замечательного французского пианиста Франсуа-Рене Дюшабля. Но когда Крамер услышал этот концерт, он тут же захотел его сыграть. И на диске, который скоро выйдет, его играет Крамер. Оба концерта записаны с симфоническим оркестром Омска под управлением Евгения Шестакова, который будет дирижировать и на московском концерте.
- Это не единственный ваш скрипичный концерт?
- Нет, я еще написал концерт для Максима Венгерова пять лет назад.
- Джазовые произведения вы тоже будете играть в Москве?
- Да, во втором, джазовом отделении мы с Крамером сыграем дуэтом, исполним знаменитые джазовые стандарты - например, Дюка Эллингтона - и мои собственные композиции.
- Расскажите о других ваших классических произведениях.
- У меня есть две оперы - одна для детей, другая, Libertad, будет поставлена в мае. Еще у меня есть сочинение Воспоминание о будущем, написанное для симфонического оркестра и джазового биг-бэнда, а также тринадцать симфонических поэм Гипноз, которые я написал для моей жены, певицы Каролины Казадезюс. Кроме того, спектакль Омкара, который мы поставили с Каролиной и индийским танцором Рагунатом Мане: соединение индийского танца, индийской музыки, скрипки и голоса.
- Когда вы начали сочинять классические произведения?
- В 16 лет я получил первую национальную премию Франции по додекафонической композиции. Потом отошел от этого и стал джазовым скрипачом, сочинял джазовые произведения, а снова обратился к симфонической музыке, когда мне было 36.
- Мы знаем, что вы пробовали себя не только в классике и в джазе, но и в роке, сотрудничали со знаменитой группой Magma. Как это было?
- Меня и моего брата Франсиса, пианиста, пригласил на прослушивание лидер группы, барабанщик Кристиан Вандер. Мне было тогда семнадцать лет. Я пробыл в группе три года, записал два диска. Но потом я увлекся джазом и ушел из группы. Magma существует и сейчас, они воссоединились, но без меня. Конечно, время от времени меня приглашают сыграть с ними на концертах, но у меня своя карьера, я занимаюсь другими вещами и не могу полностью влиться в группу.
- У вас ведь была и своя собственная группа?
- Да, она называлась Surya. Я тогда находился под сильным влиянием Джона Маклафлина и его Mahavishnu Orchestra, это была эпоха расцвета джаз-рока...
- Если я не ошибаюсь, вам часто приходилось играть с другими знаменитыми джазовыми скрипачами.
- Да, и с классическими скрипачами тоже.
- Стефаном Грапелли, Жан-Люком Понти?..
- С Грапелли - да, а вот с Понти я никогда не встречался. Со Стефаном мне повезло играть достаточно долго. Еще я сотрудничал со скрипачом Михалом Урбаняком. Иногда я играю с классическими скрипачами, с Вадимом Репиным, Максимом Венгеровым, например. У меня даже было турне в составе группы Three of a Kind с участием Венгерова и потрясающего цыгана из Венгрии, скрипача Роби Лакатоша. Несколько месяцев назад мы играли с Лондонским симфоническим оркестром и в будущем году опять собираемся в турне.
- Какие ощущения возникают, когда вы играете в ансамблях с другими скрипачами?
- Конечно, когда вместе играют скрипачи с разными стилями, они влияют друг на друга, вдохновляют друг друга. Я многому научился в таких ансамблях. А вот Венгеров, например, учится джазовой игре в моем Центре импровизации во Франции.
- С Венгеровым вы тоже играли джаз?
- Нет, он пока учится, готовится (смеется). Но я думаю, что через несколько месяцев он сможет без проблем и что-нибудь джазовое сыграть.
- Вы выступали со многими джазовыми звездами. Кто оказал на вас наибольшее влияние?
- Мне посчастливилось познакомиться и немного поиграть с представителями старого поколения - саксофонистом Стэном Гетцем, барабанщиком Артом Блэйки, пианистом Дэйвом Брубеком, который меня впервые пригласил в Нью-Йорк, в Карнеги-холл. Я был даже знаком с Диззи Гиллеспи! Кроме того, я играл с пианистами Мишелем Петруччиани, Хэрби Хэнкоком, Чиком Кориа, саксофонистом Майклом Бреккером, барабанщиками Тони Уильямсом и Билли Кабэмом…
- С какими этническими музыкантами вы играли чаще всего?
- С индийскими и африканскими. Во Франции вообще большая африканская община, там много музыкантов. Еще я, например, играл с Пако де Люсией.
- Ваш московский концерт состоится в рамках цикла И классика, и джаз - вы сами как-то разделяете эти направления?
- Я одинаково люблю оба: и то, и другое - музыка. Кроме того, если использовать идею джазовой импровизации в симфонической музыке, полагаю, что симфоническая музыка только выиграет. У меня самого есть и джазовые, и этнические элементы в классических произведениях. В каденциях я смешиваю элементы различных культур - цыганской, африканской, еврейской.
- Что такое рок для вас?
- Для меня большую роль сыграли Джими Хендрикс, Фрэнк Заппа…
- Какие у вас впечатления от России?
- Я обожаю Россию. Я неоднократно играл с русскими оркестрами. Мне хочется думать, что я сам пишу в духе русской школы (смеется). Я люблю многих замечательных русских музыкантов, знаменитое русское гостеприимство, человеческую теплоту, которые я здесь встретил, несмотря на то что условия иногда бывали трудными.
- Вы играли какие-нибудь классические произведения русских композиторов?
- Конечно, как и любой студент консерватории (смеется). А с тех пор - нет, поскольку, когда я играю классические программы, исполняю свои собственные пьесы. Иногда, конечно, случается поиграть Бартока… но Барток не русский композитор!
Бегом по свету
Дидье Локвуд родился в 1956 году в Кале в семье скрипача. В 1972-м с отличием окончил местную консерваторию и получил премию по композиции, после чего увлекся рок-музыкой и на три года присоединился к легендарной группе Magma. В 1976-м обратился к джазу после встречи со Стефаном Грапелли. Выступал и записывался со многими звездами мирового джаза. С 1993-го параллельно с работой в джазовых ансамблях сочиняет и исполняет произведения в жанре современной академической музыки. Отметил 30-летие концертной деятельности в 2003 году двойным альбомом Globe-Trotter.