Каждый раз, получая новую роль, актер Дэвид Суше начинает с того, что берет лист бумаги, делит его пополам и в правой половине пишет все свои сходные с будущим героем черты, а в левой - все отличия. А потом начинается "глубокое погружение". Над ролью Эркюля Пуаро Суше работал с удовольствием: актер считает, что со знаменитым сыщиком его объединяют не только рост, цвет глаз и педантизм, но и то, что оба они - очень умные...
В 1985 году великий английский актер сэр Питер Устинов в очередной раз сыграл великого сыщика Эркюля Пуаро. Было это в телефильме "Тринадцать человек за ужином". Устинову долго не могли подобрать достойного партнера на роль вечного "антагониста" Пуаро - инспектора Джеппа. В конце концов выбор пал на известного в британских театральных кругах характерного актера Давида Суше. Тогда никто и представить не мог, что уже через десять лет этот самый Суше едва ли не затмит сэра Питера, создав свой собственный - и совершенно великолепный - образ Пуаро.
Дэвид Суше родился в 1946 году в Лондоне. Мама его была актрисой, не слишком, впрочем, известной. Зато отец был весьма и весьма известным врачом, одним из самых уважаемых и преуспевающих в городе гинекологов. И считал лучшим будущим для сыновей Дэвида и Джона именно медицину. Ну или хотя бы науку.
Однако мамин пример оказался заразительнее. Уже в пять лет Дэвид дебютировал в любительском театре в постановке "Алисы в Зазеркалье". Мальчик, правда, изо всех сил старался не расстраивать папу и даже был какое-то время уверен, что поступит в медицинский колледж. Но к старшим классам уже и папе стало очевидно, что Давид абсолютно безнадежен в физике и химии.
Кстати, Джон Суше тоже не оправдал отцовских ожиданий, сегодня он - очень популярный ведущий теленовостей. Ну а Дэвид в возрасте 17 лет оказался как-то с матерью за кулисами Национального молодежного театра. И понял, что выходить оттуда решительно не желает!.. Потом, правда, все-таки вышел, но исключительно для того, чтобы поступить в Лондонскую академию музыкальных и драматических искусств.
После ее окончания Дэвид Суше был принят на работу в театр в Честере, но уже первые его роли привле
кли внимание публики, критики и - что особенно важно - телевидения и радио (глубокий красивый голос - весомая часть актерского багажа Суше). Вскоре он был приглашен на первые съемки, потом на вторые, потом на радиопостановку, а потом благополучно вернулся в Лондон в статусе талантливого молодого актера.
На столичных подмостках он переиграл весь шекспировский репертуар (особенно, говорят, был хорош и неожидан в роли Отелло). Потом, кстати, Суше довелось сыграть и самого Уильяма Шекспира - в телефильме на Би-би-си. Кинорежиссеры охотно приглашали Давида и на большой экран.
И все же кинозвездой Суше не стал. В основном по причине своего образа жизни. Не преуспев в наставлении сына на путь медицинский, отец привил Давиду глубокую религиозность. Суше и сегодня хотя бы раз в неделю непременно ходит в церковь. Так что громкий стиль кинозвезды с романами и скандалами был никак не для него.
Да и манера работы Суше, пожалуй, слишком серьезна для промышленного кинопроизводства. Получая новую роль, он всякий раз начинает с того, что берет лист бумаги, делит его пополам и в правой половине пишет все свои сходные с будущим героем черты, а в левой - все отличия. Коллеги Дэвида часто подшучивают над этими его "списками", но актер не изменяет правилу вот уже не один десяток лет. Затем начинается "глубокое погружение". Так, согласившись на роль Пуаро, Суше чуть не на полгода пропал в библиотеках. Он изучал историю Бельгии, чтобы в малейших деталях знать, в какой среде рос его герой и что могло повлиять на него в детстве. А затем нанял педагога и принялся... старательно коверкать свой английский язык, добиваясь легкого и элегантного акцента, какой должен быть у уроженца Бельгии.
А недавно ак
тер и вовсе исколесил пол-Европы, чтобы войти в новый образ. В декабре прошлого года Суше дебютировал на Бродвее в знаменитом мюзикле "Амадеус" в роли Сальери. Премьере предшествовала длительная "творческая командировка". Сперва Дэвид Суше отправился в маленький итальянский городишко Леньяго, где в свое время родился Сальери, а оттуда "на перекладных" добрался до Вены, повторяя путь, который когда-то проделал его герой, отправляясь на поиски славы. И все ради того, чтобы его Сальери выглядел не картонным злодеем-завистником, а живым, страдающим человеком.
Спектакль, говорят, идет на Бродвее неплохо. Но и американская публика знает Суше в первую очередь как Эркюля Пуаро. Что ж, актер не возражает. "Видимо, в том списке, который я составлял, впервые готовясь к роли Пуаро, у него и у меня оказалось очень много общих черт, - улыбается Дэвид. - Например, у нас одинаковый рост и цвет глаз. Затем, я все-таки тоже умный, хотя и не такой, как он. К тому же мы оба - ужасные педанты".
Под последним утверждением вполне могут подписаться супруга актера и двое его сыновей. Уборка в их загородном доме под Бирмингемом - второй по важности семейный ритуал после похода в церковь. При этом глава семьи непременно требует, чтобы все вещи были расставлены и разложены симметрично друг другу, создавая законченную композицию. "Я понимаю, что это может быть невыносимо для окружающих, но ничего не могу сделать, - разводит руками Суше. - Если на столе лежат две книги, они должны лежать симметрично!.. Хотя, знаете, я все же не так привередлив, как Пуаро. Например, когда у нас на завтрак вареные яйца, я не требую, чтобы они были непременно одинаковой величины".
Источник информации: журнал "7 Дней" No.13, 2000