Для американского режиссера Дэвида Линча не важно, в какой форме подать материал – будь то авангардное кино, телевизионный сериал или мейнстримовская комедия. Гораздо важнее – скрыть за этой формой некую загадку, окутать фильм ореолом таинственности, создать лабиринт, из которого сложно найти выход. Сам Линч не менее загадочен и таинственен, чем его фильмы. Он собирает дома трупы животных, занимается трансцендентальной медитацией и кладет в кофе до десяти ложек сахара, утверждая, что благодаря сладкому у него рождаются идеи для новых фильмов.
Дэвид Линч появился на свет в городе Миссула 20 января 1946 года. Дэвид рос обычным ребенком, если не считать пристрастия к собирательству разного рода падали. Родители часто находили у сына тушки мертвых животных, спрятанные в коробочки. Дэвид мог часами смотреть на них и изучать.
Линч неплохо рисовал, поэтому повзрослев, решил поступить в Школу искусств в Вашингтоне, откуда в 1966 году перевелся в Пенсильванию в Академию изящных искусств. На его художественные взгляды огромное влияние оказал австрийский экспрессионист Оскар Кокошка, а также художники Хоппер и Бэкон.
В Школе искусств Линч создал анимационную ленту 'Шесть блюющих мужчин'. Он настолько увлекся кино, что купил кинокамеру и снял первую короткометражную картину 'Алфавит'. Далее последовала работа 'Бабушка', за которую Дэвид Линч получил стипендию Американского института кино.
Свой первый фильм 'Голова-ластик' Дэвид Линч снимал целых пять лет, закончив только в 1976 году. В этой работе режиссер впервые продемонстрировал свой талант создавать сюрреалистические, запутанные и мрачные картины. Фильм лишен внятного повествования и больше похож на путешествие внутри сознания. Впоследствии картина стала культовой и была внесена в Национальный реестр фильмов, представляющих культурную ценность.
Следующие картины Линча - 'Человек-слон' (1980) и 'Дюна' (1984) - не были авангардными работами, хотя и сохранили авторский почерк режиссера. 'Дюна', снятая по фантастическому роману Фрэнка Герберта, оказалась неудачной и провалилась в прокате, а 'Человек-слон' получил восемь номинаций на 'Оскар'.
Настоящий успех ждал Дэвида Линча после выхода фильма 'Синий Бархат' (1986), в котором сыграли Деннис Хоппер и Изабелла Росселлини. Картина, в основе которой лежит история о подсознательных страхах и желаниях, получила множество кинопремий, а Линч обрел большое количество поклонников в Америке и Европе. Некоторые критики считают этот фильм лучшим в карьере режиссера.
90-е год
ы стали самыми успешными для Дэвида Линча. В 1990 году вышло роуд-муви 'Дикие сердцем', получившее в Каннах 'Золотую пальмовую ветвь'. В нем одни из лучших своих ролей сыграли Лора Дерн и Николас Кейдж.
В том же году на телевизионных экранах стартовал самый известный сериал конца XX века – 'Твин Пикс'. Он имел огромный успех не только в Америке, но и в Европе, и в России. Зрители с нетерпением ждали каждую серию, пытаясь распутать хитросплетения сюжета и найти ответ на главный вопрос: кто же убил Лору Палмер? Завораживающая музыка Анджело Бадаламенти делала сериал еще более таинственным. 'Твин Пикс' стал культовым и каждый год собирает своих поклонников под Сиэтлом.
Самыми запутанными и загадочными фильмами Дэвида Линча стали 'Шоссе в никуда' (1997) и 'Малхолланд Драйв' (2001), которые были приняты неоднозначно. Некоторые критики назвали эти картины откровенным бредом, но большинство приняли восторженно. В них гиперреализм был доведен режиссером до крайности. В частности, известный философ и психоаналитик Славой Жижек писал, что в фильмах Линча свет по-настоящему яркий, тьма по-настоящему черная, а огонь по-настоящему жжет.
Фильмы, в которых самым невероятным образом переплетаются сны и реальность, имеют много общего, что дало повод говорить о них, как о двух версиях одного и того же фильма. Многие не смогли собрать паззл под названием 'Шоссе в никуда' и 'Малхолланд Драйв' и разгадать загадку, которую предложил Линч, поэтому стали сомневаться в том, что режиссер сам понимает свои фильмы. Линч неоднократно заявлял, что знает, о чем его картины, хотя ни разу не раскрыл их секреты.
Несмотря на неоднозначные отзывы, журнал 'Кайе дю синема' назвал 'Малхолланд Драйв' одним из лучших кинофильмов десятилетия, а Дэвид Линч получил 'Золотую пальмовую ветвь' как лучший режиссер.
Последним фильмом Дэвида Линча стала картина 'Внутренняя империя' (2006), которая была снята на цифровую камеру. Трехчасовой фильм, выдержанный в линчевской стилистике, ст
л по большому счету экспериментальным, поэтому был принят критиками довольно прохладно.
Есть в творчестве режиссера и типично мейнстримовский фильм 'Простая история' (1999), который вызвал недоумение у поклонников экстремальных работ Линча, однако получил положительные отзывы.
Дэвид Линч известен не только как режиссер, но и как художник, фотограф, музыкант и писатель. Он является автором 'Фетиш-шоу' – фотосерии, где запечатлены модели обуви Кристиана Лубутена. Большую роль в жизни Линча играет музыка. Он тесно сотрудничал с композитором Анджело Бадаламенти, написавшим музыку ко многим его работам. Сам Линч тоже занимается музыкой. В 2001 году вышел его первый альбом 'Blue Bob', затем 'Crazy Clown Time' (2011) и 'The Big Dream' (2013).
Дэвид Линч более тридцати лет занимается медитацией по системе Махариши Махеш Йоги, а в начале 2000-х начал активно проповедовать ее по всему миру. Режиссер организовал фонд, который собирает деньги на распространение идей Махариши. В 2009 году вышла его книга 'Поймать большую рыбу', в которой Линч рассказал о медитации, творчестве и своем понимании мира.
Дэвид Линч был четырежды женат, но кроме этого ему приписывают романы со многими актрисами, среди которых Лора Дерн и Изабелла Росселлини. Его старшая дочь Дженнифер тоже стала режиссером и даже сняла несколько нашумевших картин ('Елена в ящике'). Сейчас Линч женат на Эмили Стоуфл, которая в 2012 году родила ему вторую дочь.
Почти все, кто был знаком с Линчем, говорят о его многочисленных странностях. Например, он любит собирать мертвых животных и исследовать их. В его коллекции очень много мух. В молодости Линч регулярно посещал морг, чтобы посмотреть на тела. Одна из его жен, Мэри Суини, рассказывала, что однажды застала режиссера в его мастерской. У него была поранена рука, а он сидел и смотрел, как течет кровь. А один раз Линч пошел за хлебом и не вернулся! Мэри на несколько дней осталась одна с маленьким ребенком. Ей пришлось развестись с режиссером, так как ее сильно пугали причуды Линча