Долгое время у себя на родине в Канаде Дэвид Кроненберг считался чуть ли не маньяком. Господствовавшая в 70-е годы 'официальная действительность', как ее называет режиссер, не могла примириться с инакомыслием. Чиновники называли фильмы Кроненберга откровенно плохими и отвратительными, а кинокритики относили его к реакционному, крайне правому крылу хоррор-жанра. В картинах режиссера видели манипулирование эмоциями людей и неприятие сексуальной свободы. Однако уже тогда в среде кинематографистов находились люди, которые видели в Кроненберге новатора.
Дэвид Кроненберг появился на свет в Торонто 15 марта 1943 года, в интеллигентной еврейской семье. Его отец был писателем, а мать музыкантом. Дед Дэвида был уроженцем Литвы и эмигрировал сначала в США, а затем в Канаду.
Кроненберг заинтересовался кино, обучаясь в университете. В это время он снял две экспериментальные картины - 'Стерео' (1969) и 'Преступления будущего' (1970). Уже в этих ранних фильмах сформировался стиль режиссера, стали понятны его формы кинопоиска. Кроненберг всю жизнь интересовался одной темой – деформацией человека XX века, которая неизменно превращает его в животное, компьютерную программу или механизм. Отсюда его любовь ко всякого рода мутантам. Все фильмы Кроненберга, снятые до 2000-х годов, можно отнести к жанру боди-хоррор, буквально означающий 'ужас тела'.
Первой картиной Кроненберга, вышедшей на экраны, была лента 'Судороги' (1975). Как и следующие фильма режиссера, 'Бешеная' (1977) и 'Сканеры' (1981), он рассказывал о мутациях, вызванных медицинским вмешательством. Имея гремучую смесь из триллера, детектива и шокового хоррора, эти картины впервые продемонс
трировали социально-философскую грань творчества режиссера, став заметным явлением в кино того времени. Первые работы Кроненберга шокировали публику, но критики не увидели в них ничего сверхъестественного, попросту причислив их к второсортным фильмам ужасов, так называемой 'категории Б'. Лишь немногие смогли усмотреть в них глубокий философский смысл.
Все изменилось с выходом фильма 'Видеодром' (1982), который стал одной из стилеобразующих кинолент десятилетия. Фильм-пророчество, как его назвали позднее, 'Видеодром' рассказывает о последствиях воздействия телевидения на человека. Кто-то усмотрел в нем предсказание Интернета, однако сам Кроненберг заявил, что это медитация на тему ТВ, своеобразное исследование разных форм реальности. Фильм получил несколько премий на кинофестивалях фантастического кино и был восторженно встречен многими критиками.
Следующей работой режиссера стала кинолента 'Мертвая зона' (1983), снятая по роману Стивена Кинга. Это первый фильм Кроненберга, поставленный по чужому сценарию и одна из лучших экранизаций произведений Кинга. Успех режиссера закреп
л фантастический хоррор-фильм 'Муха' (1986). Картина, рассказывающая о неудачном эксперименте молодого ученого, в результате которого он превращается в муху, стала, безусловно, самой известной в творчестве Кроненберга и получила культовый статус.
Таким же культовым стал и фильм 'Обед нагишом' (1991), снятый режиссером по сюрреалистическому роману Уильяма Берроуза. В основе картины лежит история о писателе-наркомане, который незаметно для себя перестает различать границу между бредом и реальностью. Считалось, что книгу Берроуза невозможно экранизировать, но, по признаниям Кроненберга, это и стало определяющим в его выборе. Тот факт, что каждый воспринимал ее по своему, давало большую свободу и независимость.
В 1996 году Дэвид Кроненберг снял свой самый скандальный и противоречивый фильм 'Автокатастрофа'. Поставленный по роману Джеймса Балларда, он рассказывает о форме сексуальной девиации группы людей, которые получают сексуальное удовлетворение от автокатастроф. Картина породила многочисленные дискуссии, а сам Кроненберг заявил, что это во всех отношениях очень опасный фильм. Однако это не помешало к
ноленте получить на Каннском кинофестивале специальный приз за художественную смелость и мужество. Формулировка оказалась как никогда точной, ведь испепеляющий поток насилия, секса и дорожной романтики, показанной в фильме, иначе как художественным мужеством не назовешь.
Научно-фантастическим триллером 'Экзистенция' (1999) Дэвид Кроненберг подвел итог столетию. Картина, получившая на Берлинском фестивале 'Серебряного медведя', вышла на экраны незадолго до 'Матрицы' и поднимала схожую философскую проблематику. В том же году Кроненберг главенствовал на Каннском кинофестивале, удивив всех своим решением: он проигнорировал признанных мэтров кино, вручив главные награды малоизвестным режиссерам.
В 2000-х годах Дэвид Кроненберг отошел от жанра боди-хоррор, переключив свое внимание на насилие, коренящееся в человеческой природе. В своих поздних фильмах, которые получили восторженные отзывы критиков, режиссер в нуаровых красках рисует мрачный беспросветный мир, мир жестокости и несправедливости.
В 2002 году картина Кроненберга 'Паук' была одной из ключевых на показе в Каннах, а в 2005
году он представил на фестивале свое новое творение – криминальную драму 'Оправданная жестокость', рассказывающая о бывшем преступнике, который пытается забыть свое прошлое и вернуться к нормальной жизни.
Следующие работы режиссера – остросюжетный триллер 'Порок на экспорт' (2007) и биографическая драма 'Опасный метод' (2011) – подтвердили трансформацию Кроненберга, его переход к более классическим историям и героям. Интересно, что особой похвалы удостоились актеры, снявшиеся в этих картинах. Игра Вигго Мортенсена, Майкла Фассбендера, Киры Найтли и Наоми Уотс была восторженно встречена критиками и отмечена многими номинациями.
В 2014 году режиссер представит картину 'Звездная карта', которая, по его словам, представляет собой сатиру на Голливуд.
Оглядываясь назад, можно смело сказать, что Дэвид Кроненберг стал настоящим новатором в кинематографе, принес новые формы выражения и эстетики. Он снял десятки фильмов, добрая часть которых получили культовый статус, породив множество подражаний и интерпретаций. Все это дает право говорить о том, что Кроненберг – один из ведущих режиссеров независимого кино