Во вторник в Московском дворце молодежи состоится совместное выступление американского "Кронос-квартета" и финской группы Kluster, которой командует баянист Киммо Похьонен. Оба коллектива не раз выступали в Москве, однако до сих пор их аудитории - соответственно "филармоническая" и "клубная" - практически не пересекались. О том, как стало возможным подобное сотрудничество, корреспонденту ГАЗЕТЫ Илье Овчинникову рассказал основатель "Кронос-квартета" Дэвид Харрингтон.
Во вторник в Московском дворце молодежи состоится совместное выступление американского "Кронос-квартета" и финской группы Kluster, которой командует баянист Киммо Похьонен. Оба коллектива не раз выступали в Москве, однако до сих пор их аудитории - соответственно "филармоническая" и "клубная" - практически не пересекались. О том, как стало возможным подобное сотрудничество, корреспонденту ГАЗЕТЫ Илье Овчинникову рассказал основатель "Кронос-квартета" Дэвид Харрингтон.
- Сложно ли сотрудничать с проектом Kluster? Вроде бы они играют совсем другую музыку, чем вы. Как удалось впрячь два коллектива в одну упряжку?
- Да мы вовсе не настолько непохожи. Играть вместе мы будем впервые, но думаю, что у нас много общего. Подобный проект для нас - весьма захватывающее предприятие, и для меня это не трудно, а как раз естественно! Ведь мы движемся друг другу навстречу, и у нас очень много полей для сотрудничества.
- Как же оно сложилось?
- Я познакомился с музыкой Киммо Похьонена несколько лет назад и сразу увидел в нем исполнителя, открывшего в своем инструменте совершенно новые горизонты. А подобные музыканты всегда были очень мне интересны, будь то Джимми Хендрикс или Астор Пьяццола; именно с такими нам всегда больше всего хотелось сотрудничать. Киммо как раз из них, поэтому мы решили сделать что-нибудь вместе. Киммо написал несколько вещей для нашего совместного проекта, в Москве мы их исполним. Будет и много другого, в частности вещи исландской группы Sigur Rуs. Я послушал их записи и понял, что они фантастические композиторы и музыканты. Затем все было просто: я лишь понял, что мы должны играть их музыку!
- А есть ли на свете музыка, которую вы ни за что не стали бы исполнять?
- Знаете ли, жизнь коротка, и мы едва ли успеем сыграть всю ту музыку, которую хотим. Например, мы надеялись, что свой новый квартет для нас напишет Лучано Берио, но он, к сожалению, не успел этого сделать. Зато сейчас специально для нас сочиняют около сорока композиторов. Это Терри Райли, скоро он подарит 'Кроносу' свой пятнадцатый квартет! Это группа Mogwai, они тоже пишут для нас. Это и канадский электронщик Эмон Тобин, и Стив Райх, и потрясающий Владимир Мартынов, которого я надеюсь повидать в Москве. Причем самые современные опусы в нашем репертуаре могут соседствовать с иранской музыкой, которой пара тысячелетий. Так что всего, что хочется, не сыграешь. Поэтому о том, чего не хотелось бы играть, некогда и думать.
- Расскажите об исполнении второго квартета Мортона Фелдмана; говорят, оно длилось около пяти часов.
- У Фелдмана совершенно особые понятия о звуке, мы очень любим его сочинения. Играли и первый его квартет, и фортепианный квинтет - оба они длятся от часа до полутора. Второй его квартет, конечно, длинный, но это такая мягкая, такая нежная музыка, что она воздействует на публику, как никакая другая. Соприкоснуться с ней - совершенно особый, удивительный опыт.
- Вы играете много сочинений Альфреда Шнитке: один из ваших московских концертов 1998 года был почти целиком посвящен ему. Как вам в голову пришла идея обработать для струнных одну из частей его хорового концерта?
- Когда я услышал это сочинение, то подумал: вот бы когда-нибудь сыграть эту музыку, ведь его хоровой концерт - такое чудесное произведение! Мы спросили у Шнитке разрешения сделать переложение, он согласился, потом мы послали ему диск. Незадолго до смерти Шнитке его услышал.
- Приходилось ли вам встречаться с ним?
- Да, в Варшаве в начале восьмидесятых. Позже мы не раз говорили по телефону, тем более что в девяностых он собирался написать струнный квартет, который мы ему заказали. Этого, увы, не случилось. В октябре мы приедем в Москву на фестиваль, посвященный его юбилею, сыграем его квартеты и фортепианный квинтет.
- Вы уже не раз бывали в Москве, как вам здесь понравилось?
- Мне очень по душе и Москва, и московская публика. У людей здесь свое, особенное восприятие музыки, и нам всегда приятно здесь играть. В нашем исполнении москвичам понравились и Шнитке, и Хендрикс, и Тан Дун, и Зорн. Поглядим, как им понравится то, что написал Киммо!
- В 'Кронос-квартете' вы за тридцать лет еще не устали друг от друга?
- Что вы! (Смеется.) Нам до сих пор очень интересно вместе, мы открываем столько нового! На днях у нас была одна из самых потрясающих репетиций, с нами играли музыканты из Пекина. Это была просто фантастика. Так что мы отлично проводим время.
Где встречаются Шнитке и Дэвид Боуи
На свете есть, пожалуй, единственный коллектив, способный в один вечер исполнить все струнные квартеты Альфреда Шнитке, а затем развлечь публику опусами Джона Зорна и Джимми Хендрикса: речь о 'Кронос-квартете' (США), основанном в 1973 году. Быстро освоив наследие классиков ХХ века (Шостакович, Барток, Веберн), музыканты взялись за современников, многие из которых пишут для 'Кроноса' и сегодня. Наиболее заметные достижения квартета последних лет - саундтрек к антинаркотической ленте 'Реквием по мечте' и 'Грэмми-2003' за запись 'Лирической сюиты' Берга. Среди музыкантов, выступавших с 'Кроносом', - Дэвид Боуи, Том Уэйтс, Аллен Гинзберг, Modern Jazz Quartet.