Американский режиссер Дэвид Финчер как-то сказал, что умеет снимать только шедевры. И с ним не поспоришь. За свою карьеру он поставил немного фильмов, но каждый из них – это больше чем кино. Картины 'Семь' и 'Игра' стали эталоном психологического триллера, а 'Бойцовский клуб' перевернул сознание людей, заставив их по новому взглянуть на современный мир.
Дэвид Финчер появился на свет в Денвере, штат Колорадо, 28 августа 1962 года. Детство Финчер провел в Калифорнии, по соседству с Голливудом, что объясняет его увлеченность кино. Посмотрев однажды 'Буч Кэссиди и Санденс Кид', Дэвид раз и навсегда решил стать кинорежиссером. В восемь лет он начал снимать первые любительские картины.
Достигнув совершеннолетия, Финчер устроился простым рабочим на киностудию 'Korty Films', чтобы быть поближе к кинематографу. Вторая часть киноэпопеи 'Звездные войны', которая вышла в 1980 году, настолько поразила Финчера, что он поступил в компанию 'ILM', занимающуюся спецэффектами. Здесь он принимал участие в работе над такими картинами, как 'Индиана Джонс и Храм Судьбы', 'Возвращение джедая' и 'Бесконечная история'.
Прежде чем стать известным кинорежиссером, Дэвид Финчер сделал себе имя на телевидении, сняв несколько десятков рекламных роликов и музыкальных клипов. Первый рекламный ролик режиссера, который он сделал по заказу Американского онкологического общества, сразу же привлек внимание зрителей и критиков. Предложения посыпались одно за другим. Финчер снял рекламу для таких компаний, как 'Nike', 'Coca-Cola', 'Revlon', 'Levi's' и 'Pepsi'.
В 1986 году молодой режиссер перешел в студию 'Propaganda Films', которая занималась производством музыкальных клипов. Здесь Финчер создал клипы для групп 'Aerosmith', 'The Rolling Stones', 'Nine Inch Nails' и Джорджа Майкла. Наиболее плодотворным было сотрудничество Дэвида с Мадонной,
в соавторстве с которой он создал несколько видео. Клипы 'Vogue' и 'Express Yourself', поставленные Финчером, многие считают одними из лучших в творчестве Мадонны.
Первым полнометражным фильмом Дэвида Финчера стал 'Чужой 3' (1992), который, как признался режиссер, он мечтал снять с 16 лет. Мало того, что Финчер поссорился с продюсерами и покинул проект на стадии постпродакшна, но 'Чужой 3' еще и провалился в прокате и был раскритикован всеми авторитетными киноизданиями. Однако неудача не остановила молодого режиссера, а как он говорит, 'научила его сражаться'.
В 1995 году вышел второй фильм Дэвида Финчера 'Семь', который во многом определил стиль режиссера: ловко закрученный сюжет, неожиданные сюжетные повороты, множество загадок и мрачное по атмосфере и цвету изображение. История о серийном маньяке была поставлена настолько мастерски, что картина навсегда вошла в список 'лучших триллеров всех времен'.
Следующий фильм 'Игра' (1997), в котором главные роли исполнили Майкл Дуглас и Шон Пенн, закрепил за Финчером звание 'мастера триллера'. В картине присутствует все: перестрелки, деньги, погони, красивые женщины, семейные конфликты, детские травмы, а главное – любимые режиссером головоломки и шокирующий финал.
Через два года Дэвид Финчер повторил успех, сняв наиболее известный свой фильм 'Бойцовский клуб' (1999). Режиссер вспоминает, что как-то к нему пришел агент и зачитал отрывок из нового романа Чака Паланика 'Бойцовский клуб'. Книга настолько понравилась Финчеру,
что он прочитал ее за ночь и решил, что во чтобы то ни стало экранизирует ее. В фильме потрясающе сыграли Эдвард Нортон, Хелена Бонэм Картер и Брэд Питт, чей герой Тайлер Дерден был признан 'величайшим киноперсонажем'.
Благодаря Дэвиду Финчеру, чуть ли не каждый второй знает '8 правил Бойцовского клуба' и как варить мыло. Критики назвали фильм 'Заводным апельсином эпохи яппи', а Чак Паланик заявил, что концовка, которую придумал режиссер, даже лучше, чем в его книге. Как вспоминает Финчер, на Венецианском кинофестивале картина поразила всех. Зрители были в шоке, а единственным зрителем, кто смеялся весь фильм, была мать Хелены Бонэм Картер.
В 2002 году вышел триллер 'Комната страха' с Джоди Фостер в главной роли, а затем вновь история о маньяке 'Зодиак' (2007). Фильм, в основе которого лежат реальные события, был номинирован на несколько престижных кинонаград.
Финчер снова пригласил Брэда Питта в 2008 году на съемки картины 'Загадочная история Бенджамина Баттона'. Фильм, основанный на рассказе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, поразил зрителей спецэффектами и гримом. По сюжету картины главный герой рождается стариком и постепенно молодеет, поэтому Брэду Питту пришлось носить очень сложный грим, а в некоторых сценах даже 'другое' тело и голову. Однако все старания и страдания были сполна вознаграждены тремя премиями 'Оскар'.
В 2010 году Дэвид Финчер снял нетипичный для себя фильм 'Социальная сеть', который рассказывал об основателе Facebook. По словам режиссера, никто не при
ходил и не спрашивал, нравится ли ему Марк Цукерберг. Знакомый продюсер Аарон Соркин предложил почитать готовый сценарий, и Финчеру он понравился. Так родилась картина о самом молодом мультимиллионере, которая была обречена на успех, так как сотни тысяч пользователей Facebook повалили в кинотеатры, чтобы узнать всю правду об основателях своей любимой соцсети. Фильм получил 4 'Золотых глобуса', 3 'Оскара' и собрал в прокате более 220 миллионов долларов.
В 2011 году Финчер вновь вернулся к жанру триллер, сняв 'Девушку с татуировкой дракона' по роману шведского писателя Стига Ларссона. В книге было все, что могло заинтересовать режиссера: и скелеты в каждом шкафу, и рояль за каждым кустом, и свои тараканы в каждой голове. Финчер принялся за работу и снял картину, которая, по мнению части зрителей и критиков, была не такой удачной, как предыдущие работы. Возможно, причина в том, что шведы уже успели снять все части трилогии Ларссона. Несмотря на это, многие отмечали, что у Финчера получился более интересный видеоряд, а главные герои выглядели мрачнее и таинственнее.
В настоящая время Дэвид Финчер занят на съемках картины 'Исчезнувшая', которая должна выйти в 2014 году, а в планах – постановка '20000 лье под водой: Капитан Немо'. Возможно, Финчер займется работой и над продолжением истории, изложенной в бестселлере Стига Ларссона. Режиссер утверждает, что герои картины 'Девушка с татуировкой дракона' ему очень полюбились и он не дождется, когда люди скажут о том, что снова хотят увидеть их на экране