У социализма как общественной системы и частного предпринимательства как явления отношения всегда были довольно сложными; многие считают, сама концепция социализма по сути своей не предусматривает поля для деятельности предпринимателей. Были, однако, в истории предприниматели, придерживавшиеся вполне социалистических взглядов – и даже строившие свой небольшой 'социализм в отдельно взятом селении'.
Шотландский предприниматель, более всего известный, как основатель крупного ткаческого сообщества в Нью-Ланарке, Южный Ланаркшир (New Lanark, South Lanarkshire). Вместе со своим зятем Робертом Оэуном (Robert Owen) считается основателем концепций утопического социализма и социализма обычного.
Родился Дейл в Стюартоне, Эйршир (Stewarton, Ayrshire); был он сыном бакалейщика. Некоторое время Дэвид был подмастерьем ткача. Поработав в Хэмилтоне (Hamilton) и Камбусланге (Cambuslang), Дейл решил податься в предприниматели – и отправился странствовать по стране, скупая домотканые полотна. Позже Дейл стал клерком у торговца в Глазго (Glasgow); в 1768-м ему удалось создать собственное дело – Дэвид начал ввозить льняную пряжу из Голландии (Dutch Republic).
Некоторую роль в успехе Дейла как предпринимателя сыграла удачная свадьба – Дэвид женился на Анне Кэмпбелл (Anne Campbell), дочери директора Королевского Шотландского Банка (Royal Bank of Scotland) Эдинбурга (Edinburgh). Вскоре Дейл сам стал штатным агентом банка в Глазго; именно ему доверили открыть первый в городе филиал банка.
Партнерство Дэвида Дейла с 'хлопковым' промышленником Ричардом Аркрайтом (Richard Arkwright) продлилось недолго; впрочем, изобретение Аркрайта Дейлу пришлось по вкусу – в дальнейшем он основал еще несколько хлопкопрядильных фабрик, использовавших прядильные машины. Фабрика в Блантайре (Blantyre) со временем разорилась, а вот в Нью-Ланарк-Миллс (New Lanark Mills) Дейлу повезло больше. Следует отметить, что при основании этой фабрики Дэвидом двигало не одно лишь желание наживы – он хотел создать рабочие места для шотландцев, лишившихся своих земель в рамках массовой депортации шотландских горцев. Некоторые считали, что Дейлу просто повезло – целый корабль несостоявшихся эмигрантов по воле случая приплыл в Гринок (Greenock), что автоматически даровало Дэвиду целую команду неплохих работников.
С шотландской церковью у Дейла отношения не сложились – он отошел от неё во время одного из массовых расколов 18-го века. Со временем Дэвид стал пастором в одной из отделившихся групп; именовала себя его паства 'старыми шотландскими индепендентами' (Old Scotch Independents). Известно, что Дэвид мог спокойно читать святые тексты как на греческом, так и на иврите. Религия вообще играла в жизни Дейла большую роль; есть основания полагать, что при создании общества в Ланарке им двигали соображения религиозного толка. Частично подход Дейла к ведению дел унаследовал его зять Роберт Оуэн – создатель концепции утопического социализма.
Знакомству с Робертом Оэуном Дейл обязан своей дочери Кэролайн (Caroline Dale Owen), вышедшей за Роберта замуж. Биография Оуэна сильно напоминала биографию Дейла; неудивительно, что зять и тесть смогли довольно хорошо поладить. Община в Нью-Ланарке, выросшая вокруг фабрики Дейла, стала местом для уникального социального эксперимента; Оуэн и Дейл пытались показать, что благосостояние рабочих интересам работодателя отнюдь не противоречит, и что ресурсы, потраченные на заботу о подчиненных, в итоге вернутся к работодателю. Эксперимент Дейла и Оуэна привлек большое внимание; фабрику в Нью-Ланарке посетил даже будущий император Николай I – тогда еще великий князь Николай Павлович.
Отойдя от дел, Дэвид отправился доживать старость в деревушку Роузбэнк (Rosebank), в Камбусланге, в нескольких милях от Глазго. Умер, впрочем, Дейл не в этой деревушке, но в своем доме на Шарлотт-стрит (Charlotte Street), 17 марта 1806-го. На момент смерти Дэвиду Дейлу было 67 лет.