В мае 2010 года не стало американского актера и режиссера Денниса Хоппера. Его называли 'потерянным голливудским наркоманом', 'бунтарем' и 'изгоем'. Для многих он был 'неудобным' и 'нервным' актером, но никто не сомневался в его многогранном таланте. Как режиссер Хоппер стал культовой персоной и кумиром целого поколения.
Деннис Хоппер появился на свет 17 мая 1936 года. Свою профессиональную актерскую карьеру начал еще подростком. Впервые он появился на экране в телесериале 'Врач', а в 1953 году снялся в полнометражной картине 'Джонни-гитара'.
Следует сказать о том, что карьера Хоппера в Голливуде была извилистой и изобиловала странностями. Он был настоящим бунтовщиком в киноискусстве и персоной нон-грата в киноиндустрии. Деннис разделял идеи французской новой волны, поэтому требовал, чтобы сцены с его участием снимались по нескольку десятков раз. Режиссерам было тяжело работать с Хоппером, но его харизма и талант притягивали зрителя.
Сам Деннис долго не мог определиться, в каком направлении ему работать. Он снимался в кино, занимался режиссурой и фотографией и даже писал стихи. У него не было приоритетного направления, поэтому он брался за все, что связано с искусством. Главной задачей для Хоппера было донести свои идеи и мысли до зрителя, а через что это сделать – кино, литературу или фотографию – не имело значения.
В 1955 году Деннис Хоппер появился в фильме 'Бунтарь без причины', где сыграл с известным актером Джеймсом Дином. Они стали друзьями, и после смерти Дина Деннис долгое время копировал его образ на экране.
Переломным моментом для Хоппера стали съемки картины 'Из ада в Техас' (1958). Съемочная группа настолько была недовольна актер
ом, что потребовала немедленного его увольнения. Деннис хотел достичь совершенства в актерской игре, поэтому требовал переснимать некоторые эпизоды по сто раз! Фильм конечно досняли, но ни одна кинокомпания больше не хотела иметь дело с Хоппером.
Поняв, что его никто больше не будет снимать, Деннис Хоппер решил сам взяться за дело. Он собрал 400 тысяч долларов, пригласил своих друзей Джека Николсона и Питера Фонду и снял фильм 'Беспечный ездок' (1969) по сценарию Терри Соутерна. Он был создан под влиянием принципов французской новой волны. Например, большинство диалогов сочинялось прямо на съемочной площадке, а курение актерами марихуаны придавало фильму документалистики. Еще одним новаторством Хоппера стали так называемые 'залипающие переходы между сценами', что создавало эффект расширения сознания героев.
'Беспечный ездок' собрал в прокате почти 20 миллионов долларов, став одним из самых кассовых фильмов года. Его популярность была невероятной. Дух свободы, которым пропитана картина, совпала с идеями 'продвинутой' молодежи, открыто выступающей против истеблишмента. Наряду с фильмами 'Выпускник' и 'Бонни и Клайд' лента Хоппера обозначила крушение старой системы и рождение нового Голливуда.
На фестивале в Каннах Деннис Хоппер получил награду за режиссуру, а сам фильм номинировался на 'Золотую пальмовую ветвь'. Он с триумфо
прошел на мировых кинофестивалях, получив множество наград и номинаций. 'Беспечный ездок' стал культовой картиной и оказал огромное влияние на независимый кинематограф США.
70-е годы стали для Денниса Хоппера испытанием. Алкоголь и наркотики поглотили актера с такой силой, что казалось пути назад уже не будет. Он почти не снимался в фильмах и не занимался режиссурой. Исключение составляют его роли в картинах 'Американский друг' (1977) и 'Апокалипсис сегодня' (1979).
После продолжительного больничного лечения Хоппер вернулся к работе. В 1983 году он снялся в фильме 'Бойцовская рыбка', а в 1986 – 'Синий бархат'. И если первая картина прошла незамеченной, то вторая вернула Хопперу статус ведущего актера Голливуда. Роль истеричного психопата Франка Бута в триллере 'Синий бархат' критики оценили высоко, заявив о его возвращении в кино. Актера номинировали на 'Золотой глобус', однако награда ему не досталась. Кинопресса подняла целый бунт из-за того, что Американская киноакадемия проигнорировала столь значимую работу актера и даже назвала это решение 'величайшим промахом в истории кино'.
Возвращение в киноиндустрию предполагало и съемки новых фильмов. Так по крайней мере считал для себя Деннис Хоппер. В 1988 году вышла его картина 'Цвета', главную роль в которой исполнил Шон Пенн. Она не имела большого успеха и была встречена кр
итиками прохладно. Такую же судьбу ждали и следующие режиссерские работы - 'Отступник' (1989), 'Горячее местечко' (1990) и 'Конвоиры' (1994). Как актер Хоппер не чуждался сниматься в блокбастерах, например, 'Водный мир' (1995) и 'Скорость' (1994).
В последнее время Деннис Хоппер занимался любимым хобби: собирал произведения искусства и писал картины. В 2007 году выставка его картин и фотографий прошла в Эрмитаже. Он также появился в клипе 'Smiley Faces' музыкальной группы 'Gnarls Barkley'.
Хоппер был женат пять раз и имеет четырех детей. Со своей последней женой Викторией Даффи актер развелся в 2010 году, незадолго до своей смерти.
Рак предстательной железы был диагностирован у режиссера в 2009 году. Через некоторое время появилась информация о том, что болезнь дала метастазы и сделать уже ничего нельзя. 29 мая 2010 года Деннис Хоппер умер в своем доме в Венеции, пригороде Лос-Анджелеса. Перед смертью он успел закончить работу над сериалом 'Столкновение', а также завершил редактирование своей книги фотографий.
Деннис Хоппер навсегда останется в памяти кинозрителей как талантливый харизматичный актер. В глазах киносообщества он был бунтарем и разрушителем системы, но все же одним из лучших актеров своего времени. Его 'Беспечный ездок' стал символом эпохи переломных 60-х, главными принципами жизни которой были секс, наркотики и рок-н-ролл