Получил образование в Гарварде и Оксфорде. В 1965, после защиты диссертации под руководством Г.Райла, стал преподавателем Калифорнийского университета, с 1971 – профессор философии университета Тафта.
Родился 28 марта 1942 в Бостоне (шт. Массачусетс). Получил образование в Гарварде и Оксфорде. В 1965, после защиты диссертации под руководством Г.Райла, стал преподавателем Калифорнийского университета, с 1971 – профессор философии университета Тафта.
От своих учителей Куайна и Райла Деннет переня
л строго натуралистическую, антикартезианскую концепцию сознания и исследовал эмпирические основания сознания, предложив оригинальные философские интерпретации естественнонаучных явлений. Тексты Деннета сочетают философскую аргументацию с конкретными примерами, апеллирующими к непосредственному опыт
у читателя.
В философской среде Деннет известен прежде всего концепцией «интенциональной установки». Чтобы понять прежние действия какого-либо индивида и предсказать его будущие действия, мы обращаемся к его убеждениям и желаниям. Мы говорим, например, что некто идет к холодильнику потому, что хоч
ет пить и верит, что в холодильнике найдется пиво. Но мы можем также сказать, что красные кровяные тельца поглощают определенные бактерии потому, что хотят уничтожить чужеродные тела и верят в чужеродность бактерий. В обоих случаях, заключает Деннет, мы прибегаем к объяснению с помощью представления
об интенциональной установке, т.е. объясняем некоторое поведение посредством обращения к убеждениям и желаниям того, кто совершает некое действие.
К тем же самым ситуациям можно применить иную установку, например «проектную» или физикалистскую. Мы допускаем, что вещи сконструированы в соответстви
и с неким планом. Так, мы объясняем поведение калькулятора, ссылаясь на заложенную в нем программу, а поведение кровяных телец – ссылаясь на законы эволюции. Калькулятор, получая те или иные приказы, выполняет соответствующие операции, поскольку он соответствующим образом запрограммирован; кровяные
тельца, встречаясь с бактериями, поглощают их, ибо это предопределено эволюцией. Мы применяем к вещам физикалистскую установку, если при объяснении и предсказании их поведения опираемся исключительно на законы физики. Однако физикалистское объяснение, согласно Деннету, ничуть не ближе к действительн
ости, чем объяснение в рамках интенциональной или «проектной» установки. Всякое объяснение легитимно в той мере, в какой отвечает конкретным, связанным с определенным контекстом потребностям. Деннет полемизирует с представлением, что только человек имеет убеждения и желания, тогда как говорить об уб
еждениях и желаниях животных, клеток организма и вычислительных машин можно лишь в метафорическом смысле. Философ считает верным противоположное представление: убеждения и желания у человека имеют иную физическую « подкладку », чем у клеток и вычислительных машин. В этом смысле можно говорить о разл
ичных типах сознания, присущих различным существам.
Иметь ментальные состояния – еще не значит обладать сознанием. Даже если кровяные тельца верят и желают, это вовсе не означает, что они делают это сознательно. Чтобы иметь ментальные состояния, достаточно обнаруживать соответствующее поведение, о
снованное на представлениях. Чтобы иметь сознательные ментальные состояния, необходимо обладать способностью «репрезентировать» (представлять) собственные ментальные состояния. По мысли Деннета, способность к конструированию таких репрезентаций « второго порядка » тесно связана со способностью к язы
ку. Существа, не имеющие в своем распоряжении языка, не имеют и сознания – даже в тех случаях, когда им могут быть приписаны ментальные состояния. Основные публикации философа – Содержание и сознание (Content and Consciousness, 1969), Интенциональный подход (Intentional Stance, 1987), Объяснение соз