История Death Cab for Cutie складывалась по принципу "тише едешь - дальше будешь". От домашнего магнитофона и любительских кассет, из глубоко альтернативного андеграунда, от тиражей в несколько сотен дисков - к солидным контрактам, международным турам и первым строчкам хит-парадов.
Инди-рок и изящные образцы инди-попа, альтернативный поп-рок и дрим-поп - музыканты ловко отщелкали все эти орешки, завоевав звание самой успешной инди-рок-группы Америки за последние десять лет.
Death Cab for Cutie начинали как сольный проект вокалиста и гитариста Бена Гиббарда (Ben Gibbard), жителя города Беллингэма, штат Вашингтон. Еще просиживая скучные часы за партой в колледже, Гиббард мечтал о музыкальной карьере. Впрочем, не столько о карьере со всем ее внешним блеском, сколько о занятии любимым делом. Свои первые композиторские попытки (поначалу скомпонованные в домашних условиях) он издавал под именем All-Time Quarterback. Большого отклика его творчество не получило, за исключением кассеты "You Can Play These Songs' Chords", которая приобрела некоторую известность в андеграундных кругах. Даже минимальное внимание публики к его скромной персоне очень ободрило Бена Гиббарда. Он решил, что не будет больше действовать в одиночку, и взялся за подбор музыкантов.
В 1997 году под знаменами Death Cab for Cutie объединились гитарист и органист Кристофер Валла (Christopher Walla), который уже помогал Бену в его ранних попытках, бас-гитарист Ник Хармер (Nick Harmer) и барабанщик Натан Гуд (Nathan Good). Название для своей команды Бен заимствовал у песни, которую исполняла в 60-е годы британская рок-группа The Bonzo Dog Band. Долгие месяцы репетиций, завоевание симпатий молодых меломанов, несколько недель в студии - и летом 1998 года группа выпускает дебютный альбом "Something About Airplanes". Неоценимую поддержку Гиббарду оказал Кристофер Валла, активно проявивший себя и как композитор, и как продюсер, и как аранжировщик. На пару с Беном он скомпоновал крепкий поп-альбом, динамичный, мелодичный, с сильной рок-составляющей, отличными вокальными гармониями и симпатичными аранжировками, в которых были использованы флейта, виолончель и синтезаторы.
Следуя принципам инди-рока, команда издавалась на независимом лейбле Barsuk, но даже далеко не самая громкая рекламная кампания (а проще говоря, ее отсутствие - ни синглов, ни клипов, ни ротации на радио) не помешала группе приобрести достаточно преданных фанов. Глава лейбла Barsuk Джош Розенфельд (Josh Rosenfeld) проявил поистине отцовское великодушие, взяв опеку над командой заведомо некоммерческого покроя. "Джош всегда чудесно относился к нам, - вспоминал Бен в одном из интервью. - Помню, как много лет назад мы обсуждали, сколько экземпляров "Airplanes" отпечатать. Мы думали, хватит и 500, Джош был уверен, что мы легко сможем продать тысячу". На самом деле, продали они гораздо больше, но никто, кроме руководства Barsuk, в них тогда не верил.
Когда в начале 2000-го года команда окунулась в студийную работу и до финиша оставалось рукой подать, Натан Гуд неожиданно распрощался с коллегами. За ударной установкой его заменил Майкл Скорр (Michael Schorr), наводивший последний глянец на лонг-плей "We Have the Facts and We're Voting Yes" (2000). Эта подборка эмоциональных, волнующих песен звучала свежо и увлекательно. Умея быть громкими и нежными, агрессивными и умиротворенными, Death Cab for Cutie создали отличный гитарный альбом в смешанном стиле "пост-дрим-инди-поп-рок".
За вторым альбомом последовал мини-диск "Forbidden Love", включавший песни, которые по концептуальным соображениям не попали на лонг-плей.
Не откладывая в долгий ящик, третий студийный альбом "The Photo Album" DCFC выпустили в 2001 году. Трогательная, полная драматичных мелодий запись по накалу, может быть, и уступала предыдущей работе, но представляла собой очень уверенную, искреннюю, интеллигентную пластинку. Медленно, но неуклонно растущая аудитория группы обеспечила альбому приземление в Тор 20 независимого рейтинга США. Поспособствовал этому и первый в карьере группы видеоклип на сингл "A Movie Script Ending", который появился только на пятом году существования коллектива.
В начале 2003 года в рядах Death Cab for Cutie появился новый барабанщик Джейсон Макгерр (Jason McGerr), участвовавший в сессиях, в которых родился диск "Transatlanticism" (2003). Этот первоклассный альбом заставил обратить внимание на команду даже тех, кто упорно игнорировал их последние пять лет. Критики начали титуловать DCFC не иначе как "сенсацией андеграунда", подчеркивая изящные композиционные приемы, изумительное продюсирование, творческий размах и рок-драйв. "Запись редкой красоты и пронзительности", - резюмировали рецензенты свои отзывы о "Transatlanticism". Да и в коммерческом отношении группа окрепла: тираж 250 тысяч дисков в инди-рок-коммуне - очень солидный показатель.
Во время очередного тура (а они с каждым годом становились все масштабней и продолжительней) Death Cab for Cutie воспользовались первой же паузой, чтобы записать несколько новых композиций. Треки увидели свет в начале 2005 года на мини-диске "The John Byrd E.P.", названном так по имени гастрольного звукоинженера команды Джона Бирда (John Byrd). В рамках этих гастролей группа провела часть американского тура не разогреве у Blink-182, но ряд концертов пришлось отменить из-за болезни фронтмена.
К этому моменту Death Cab for Cutie достигли уже такого статуса на музыкальном небосклоне Америки, когда внимание крупных рекординговых компаний было неизбежно. Заполучить команду в свои сети раньше других удалось лейблу Atlantic. Переход на новый уровень очень взволновал фанов Death Cab for Cutie, обвинения в ренегатстве - самое слабое, что обычно можно услышать в таких случаях. Тем не менее, на покупательскую активность этот шаг группы если и повлиял, то самым позитивным образом: пятый альбом группы "Plan" моментально стал самым продаваемым в их карьере, разойдясь в первую же неделю 90-тысячным тиражом и стартовав с 4-й позиции в американском хит-параде. Альбом получился во многих отношениях удачным - более масштабный саунд, колоритные краски, страстность и бескомпромиссность.
Для музыкантов переход на новый лейбл значил выход на международный рынок, гастроли по другую сторону Атлантики (практически все концерты 2005 года проходили при полных залах) и не в последнюю очередь завоевание самой широкой аудитории благодаря MTV: впервые в биографии команды клип на отличный сингл "Soul Meets Body" получил солидную ротацию в эфире самого раскрученного музыкального канала. Дебют на MTV оказался более чем успешным - Death Cab for Cutie не только стремительно увеличили цифры продаж, но и без всяких специальных усилий добились массового внимания как рядовых меломанов, так и профессионалов.
Death Cab for Cutie были объявлены победителями на церемонии награждения MTVU Best Video Woodie (выбор студентов американских вузов) в категории "лайв экшн" (видео с участием реальных людей). Такой чести удостоился клип "Title and Registration". В конце 2005 года музыканты попали в число номинантов на премию Grammy за лучший альтернативный альбом ("Plan"). В компании с White Stripes, Franz Ferdinand, Arcade Fire и Беком...