Родился между 1440 и 1450, предположительно в графстве Бургундском или во французской провинции Пикардия.
Его имя употребляется в разных формах: Жоскинус, Жодокус, Жускиньо; Депре, Пратенсис, а Прато и т.п. Из биографии композитора достоверными можно считать немногие факты, хотя известно, что он много путешествовал и был благосклонно принят при разных европейских дворах. Предполагают, что Жоскен мальчик
ом пел в хоре коллегиатской церкви св. Квентина. С 1459 по 1472 он служил в хоре миланского кафедрального собора, а с 1474 по 1479 - при дворе герцога Миланского. С 1486 по 1494 его имя встречается в платежных ведомостях папской капеллы в Риме. В 1499 и потом вновь в 1503 мы находим его при дворе ге
рцога Эрколе д'Эсте в Ферраре; Жоскен посещал Францию, а после 1503, по-видимому, оставался в Ферраре до кончины герцога (1505). Некоторое время спустя вернулся во Францию, где был руководителем королевской капеллы (matre de chapelle) вплоть до кончины короля Людовика XII (1515). В конце жизни был о
дновременно каноником церкви св. Гудулы в Брюсселе и настоятелем собора Богоматери в Конде. Предполагается, что умер он в Конде в 1521, но, может быть, это случилось тремя-четырьмя годами позже.
Современники описывают Жоскена как человека с открытым лицом и лукавыми глазами, остроумного, склонного
к шутке, но прилежного в своем ремесле и строгого в оценках собственной работы. Неизвестно, где и у кого он учился. Вполне возможно, что Жоскен не имел среди своих учителей известных музыкантов. Искусство, которое он унаследовал от предшественников, и прежде всего от Йоханнеса (Жана) Окегема, было
продолжением средневекового мастерства контрапункта, которое (подобно позднеготической архитектуре) начало вырождаться в самодовлеющую виртуозность. Неоценимая заслуга Жоскена - очищение и совершенствование старой контрапунктической техники, которая в его творчестве становится фундаментом нового, со
держательного и возвышенного стиля. Наиболее поразительное качество его музыки - непосредственность и сила выражения. Его понимание задач музыки было глубоко гуманистическим, и потому Жоскена можно считать первым композитором, ставшим вровень с великими поэтами, художниками и архитекторами Возрожден
ия. В 1567 флорентийский гуманист Козимо Бартоли говорил о Жоскене и Микеланджело как о двух художниках, которые 'открыли глаза всем, кто ценит эти искусства'. Когда в 1868 историк музыки А.В.Амброс объявил Жоскена первым гением в европейской музыке, он только повторил то, что утверждалось тремя сто
летиями ранее.
Здесь невозможно проанализировать многочисленные новации, внесенные Жоскеном в музыкальный язык его времени; отметим лишь некоторые: его замечательное истолкование церковных ладов, часто внутри уже классической гармонической структуры; его предпочтение двудольных метров вместо
старых, так называемых 'совершенных' трехдольников; его изощренное мастерство в построении полифонической композиции на основе ранее существовавшей темы (или вокруг нее - композиция на cantus firmus); развитие новой техники фугированного, имитационного контрапункта; смелое применение секвенций, веду
щих к моментам наивысшего драматического напряжения; наконец, экономное использование возможностей хора, при котором совместное звучание всех голосов (tutti) сберегается для кульминаций. Многие из этих новаций предвосхищают крупнейшие достижения искусства 16 в. Шансоны Жоскена - то веселые, то нежны
е, задумчивые, грустные, даже душераздирающие - вызывают непосредственную реакцию слушателя, так же, как и его мотеты, в которых содержится немало наиболее впечатляющих художественных высказываний мастера. Мессы Жоскена, ввиду их размеров, возможно, труднее воспринимаются с первого прослушивания, од
нако и здесь усилия слушателя будут щедро вознаграждены. В качестве примеров можно назвать следующие произведения: Bergerette Savoysienne, Baisiez moi, Parfons regretz, Tu solus qui facis mirabilia, De profundis, Ave Maria; мессы De Beata Virgine и Pange lingua. Среди сочинений других жанров - польз
ующаяся известностью Stabat Mater и потрясающее Miserere. Наследие Жоскена состоит из 20 месс и ряда отдельных песнопений из этой службы, около сотни мотетов, псалмов и гимнов, 52 светских произведений на французские и 3 на итальянские тексты.
Широкому распространению произведений Жоскена способ
ствовало изобретение О.Петруччи нового способа печатания нот. Начиная с 1501 и до конца века Петруччи и другие издатели опубликовали значительную часть наследия композитора, причем многие произведения неоднократно переиздавались. Научная публикация полного собрания сочинений композитора была начата