В 1914 вместе с П.Н.Филоновым создал группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков», выпустившую манифест Сделанные картины, где впервые были провозглашены принципы авангардного «аналитического искусства» (известного, прежде всего, по творчеству Филонова).
КАКАБАДЗЕ, ДАВИД (1889–1952), грузинский художник, теоретик и историк искусства, изобретатель. Родился в селе Кухи близ Кутаиси 8 (20) августа 1889 в крестьянской семье. В 1909 поступил на физико-математический факультет Петербургского университета; в 1910–1915 занимался в художественной мастерской
Л.Е.Дмитриева-Кавказского. В 1914 вместе с П.Н.Филоновым создал группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков», выпустившую манифест Сделанные картины, где впервые были провозглашены принципы авангардного «аналитического искусства» (известного, прежде всего, по творчеству Филонова). Попутно
уже в ранние свои годы выступил как знаток национальной художественной старины, подготовив в 1914 первый научный очерк о средневековом чеканщике Беке Опизари. Для «имеретинского периода» Какабадзе (1911–1919) характерны эпические мотивы кавказской природы, решенные в символически-обобщенном духе ст
иля модерн (Имеретия – мать моя, 1918, Музей искусств Грузии, Тбилиси).
В 1919–1927 жил в Париже. Занимался историей и культурой Византии под руководством Ж.Милле. Сочетал модерн (в пейзажах Парижа и Бретани) с авангардными экспериментами, ставшими самобытным вариантом постфутуристического переход
а к абстрактно-кинетическому искусству. В полемике с кубистами утверждал, что лишь криволинейная, динамическая линия способна воплотить современный «дух машинизма». Вводил в свои коллажи зеркала, линзы, блестящий металл, стремясь к эффекту внутреннего света, излучаемого самим произведением; в 1923 с
тал одним из изобретателей стереокино, сконструировав и запатентовав киноаппарат, дающий иллюзию рельефного изображения. Изложил свои теории в книгах О конструктивной картине; Париж. 1920–1923 годы; Искусство и пространство, изданных в 1922–1925 в Париже на французском (первая) и грузинском языках.
Вернувшись в 1927 на родину, сочетал национально-романтическую тематику своего «имеретинского периода» с канонами соцреализма. Плодотворно работал как педагог в тбилисской Академии художеств (1928–1948), а также как художник театра и кино. В 1934 снял документальный фильм Художественные памятник