Художник - коренной тбилисец, здесь он родился в 1914 году, здесь живет и работает. Древний и вечно молодой Тбилиси - удивительный город, возникший более полутора тысяч лет назад на перекрестке дорог с востока на запад, ставший примером органического слияния восточной и европейской культур, - постоянный источник вдохновения художника.
В семье, где рос юный Давид, были художники, музыканты, артисты, и поэтому ранние его опыты в рисовании были замечены и поддержаны. В 1933 году Габашвили поступил в Тбилисскую Академию художеств на отделение графики и окончил его в 1938 году. Его учителем стал видный график и театральный художник Ио
сиф Адольфович Шарлемань (1880-1957), с 1918 года работавший в Грузии, один из основателей Академии художеств Грузинской ССР. Здесь, в Академии с 1922 года велась подготовка национальных художественных кадров и большое внимание уделялось изучению национального художественного наследия.
Давид Габа
швили заявил о себе в первые дни Великой Отечественной войны, когда появился и стал широко известен его сатирический плакат "Будем бить, чтобы эта мразь никогда не поднялась" (1941). Образ воина, пронзающего штыком фашиста с головой отвратительного чудовища, воплощал в себе силу и доблесть Советской
Армии, вступившей в бой с врагом.
Интерес к книге как произведению искусства был свойствен Габашвили с первых творческих шагов, но расцвет его как художника-оформителя книги и книжного графика относится к концу 50-х - началу 70-х годов, когда полностью проявился его тонкий и оригинальный дар. Пр
и помощи скупых, но выразительных деталей художник умеет ввести читателя в содержание книги, передать ощущение эпохи, ее стиля, начиная с обложки. Лаконично и сдержанно оформление книг "Военно-грузинская дорога" (1956), "Архитектурные памятники Месхети" (1957). Персонаж средневекового рельефа с широ
ко раскрытыми и устремленными на читателя глазами жестом руки с моделью храма как бы предлагает войти в круг проблем книги "Зодчие Древней Грузии" (1956). Черный силуэт характерного тбилисского балкона с ажурной решеткой сразу дает почувствовать архитектурную атмосферу старого Тбилиси и других грузи
нских городов (В.Веридзе "Архитектура Тбилиси 1801-1917 годов", т. 1, 1960).
Интересны работы Габашвили и по оформлению произведений художественной литературы. Так, первый том "Декамерона" Боккаччо на грузинском языке решен в духе гравюр эпохи Возрождения, что позволило художнику добиться стилист
ического единства содержания и образа книги.
Строгий и безупречный вкус характерен не только для Габашвили - художника книги, но и мастера станковой графики. Выразительные по рисунку и колориту серии индустриальных пейзажей ("Квартсхеви-нефть", 1945, гуашь; "Строительство Самгори", 1953, гуашь) д
ают представление о широких возможностях палитры художника.
События национальной грузинской истории стали сюжетом одной из больших станковых работ Давида Габашвили "Выезд царицы Тамары" (50-е годы, темпера). Романтическое видение мира, Обращение к национальным истокам искусства, грузинским легенд
ам помогло художнику воссоздать цельный и сложный мир грузинского средневековья. Вместе с тем герои картины кажутся сказочными персонажами, как бы сошедшими со стен памятников древнегрузинской архитектуры.
Изысканный вкус мастера проявился и в созданных им плакатах ("К столетию Акакия Церетели",
1941, гуашь), театральных афишах (афиша к спектаклю "Генрих VIII", 1943, гуашь).
Габашвили пробует себя и в скульптуре, создавая лаконичными сдержанными средствами портреты своих современников (портрет художника Давида Какабадзе, 1967).
Значительное место в творческой деятельности Давида Габаш
вили занимает преподавательская работа. С 1945 года он преподает в Академии художеств Грузинской ССР, где воспитал много талантливых мастеров. В 1963 году ему было присвоено звание профессора.
Заслуги Давида Александровича Габашвили в развитии грузинской советской культуры получили высокую оценку