В 1852 г. с огромным успехом дебютировала в "Жизни за Царя" Глинки , которому голос Леоновой очень понравился; он сам прошел с ней партию Вани...
Училась в Санкт-Петербургском театральном училище, одновременно выступая на Императорской сцене в водевилях и пьесах с пением. В 1852 г. с огромным успехом дебютировала в "Жизни за Царя" Глинки , которому голос Леоновой очень понравился; он сам прошел с ней партию Вани, да и после занимался с нею, написал для нее "Молитву" и собирался писать оперу "Двумужница". В 1857 - 1858 годах концертировала за границей и очень понравилась Мейерберу и Оберу, уговаривавшим ее остаться в Париже. До 1873 г. пела на Императорской сцене в обеих столицах, создав ряд партий в операх русских композиторов (княгини в "Русалке" Даргомыжского , Рогнеды, Кроатки в опере Дютша , Спиридоновны по "Вражьей силе" Серова , хозяйки корчмы в "Борисе Годунове" Мусоргского , Маргареты в "Ратклифе" Кюи ). Превосходна была Леонова в роли Азучены в "Трубадуре" Верди. Уйдя со сцены, Леонова совершила концертную поездку в Сибирь, Японию, Китай и Сев. Америку; в 1879 г. предприняла концертное турне по России, с Мусоргским в качестве аккомпаниатора, знакомя провинцию с отрывками из произведений новой русской школы; затем она вместе с Мусоргским открыла музыкальные курсы в Санкт-Петербурге. Одно время преподавала пение в московском театральном училище. Из учеников ее самый выдающийся - тенор Донской , певший на Императорской московской сцене. - См. ее "Воспоминания" ("Исторический Вестник", 1891) и "Русскую Музыкальную Газету", 1896, ? 3, 301 - 308