Учился в Парижской консерватории у К.Леруа (гармония), А.Жедальжа (контрапункт) и Ш.-М.Видора (фуга). Недовольный консерватизмом Леруа, Мийо показал учителю свою сонату, которая настолько разъярила профессора, что студент был изгнан из класса.
Смелый новатор, Мийо широко разработал технику политонального письма, т.е. одновременного сочетания в произведении двух и более тональностей. Знаменит своими экспериментами с необычными инструментальными составами и оригинальными ритмическими находками, связанными с обращением к нетрадиционным источ
никам (американский джаз и бразильский фольклор).
Мийо родился 4 сентября 1892 в Экс-ан-Провансе. Учился в Парижской консерватории у К.Леруа (гармония), А.Жедальжа (контрапункт) и Ш.-М.Видора (фуга). Недовольный консерватизмом Леруа, Мийо показал учителю свою сонату, которая настолько разъярила пр
офессора, что студент был изгнан из класса. Однако Мийо пользовался расположением Жедальжа, поощрявшего его композиторские опыты. В юности Мийо возненавидел музыку Вагнера и проникся любовью к опере Дебюсси Пеллеас и Мелисанда . Поэтому неудивительно, что в первых опусах Мийо заметно сильное влияние
стиля Дебюсси.
В 1916 Мийо вместе с поэтом и дипломатом П.Клоделем, ставшим послом Франции в Бразилии, отправился в качестве его секретаря в Рио-де-Жанейро. Он заинтересовался бразильским фольклором, народными песнями что впоследствии отразилось в его Бразильских напевах (Saudades do Brasil , 192
0–1921). После возвращения в Париж в 1918 сотрудничал с Ж.Кокто и с бельгийцем П.Коллером (автором книги о композиторе), вошел в группу музыкантов («Шестерка»). В 1920 сюита Мийо Протей (Prot e ) произвела настоящий скандал, и какое-то время любая премьера Мийо давала повод для публичной шумихи. Мий
о, однако, это не смущало, и он продолжал экспериментировать. Первой крупной работой композитора стала опера Эвмениды (Les Eum nides , 1917 – 1922) по трагедии Эсхила (в переводе Клоделя), целиком выдержанная в политональной манере. Для своего времени это было слишком смелое сочинение, и полностью о
пера была поставлена лишь в 1949. Между тем репутацию Мийо создали другие сочинения – балеты Бык на крыше (Le Boeuf sur le Toi t , 1919), Сотворение мира (La cr ation du monde , 1923), Салат (Salade , 1924) и Голубой экспресс (Le train bleu , 1923 – 1924). Мийо продолжал сочинять оперы; среди них –
Несчастья Орфея (Les malheurs d'Orph e , 1924), Эстер де Карпентра (Esther de Carpentras , 1925), Бедный матрос (Le pauvre matelot , 1925) и Христофор Колумб (Christophe Colomb , 1930). Оперу Медея (Med e , 1938) он сочинил на либретто своей жены Мадлен.
Во время Второй мировой войны Мийо эмигриро
вал в Америку, где стал профессором композиции в Миллс-колледже (Окленд, шт. Калифорния). В последующие годы одна за другой появились десять больших симфоний и две большие оперы – Боливар (Bolivar , ор. 236, 1943) и Давид (Davi d , ор. 320, 1952). За свою долгую жизнь Мийо написал концерты почти для
всех инструментов, в том числе для маримбы соло и для ударных.
После войны композитор преподавал композицию одновременно в Парижской консерватории и в Миллс-колледже. Мийо всегда привлекали оригинальные комбинации небольшого числа инструментов, он был мастером тембра и камерного письма, но столь
же уверенно композитор справлялся и с большими исполнительскими составами. Среди его сочинений для большого симфонического оркестра – 12 симфоний и несколько фортепианных концертов. В 1949 в Париже вышла автобиография Мийо Заметки без музыки (Notes sans musique ). В 1972 Мийо был избран членом франц