Наверняка многие болельщики автоспорта, глядя на очередную трансляцию с мировых гонок, в сердцах восклицали: «Эх, когда же наши там появятся?!»
Этой весной «наши» наконец появились. Российскому пилоту, 21-летнему Даниилу Мове, удалось заключить контракт с чемпионом «Мировой Серии» 2006 года — командой Interwetten на участие в чемпионате 2007 года.
— Даниил, когда я договаривалась с вашим менеджером об интервью, он сделал мне замечание — фамилию Мове надо произносить с ударением на последний слог, как это обычно бывает с французскими фамилиями. Откуда в вас французская кровь?
— После войны 1812 года наш французский предок остался в России, потому что встретил здесь свою любовь. С тех пор прошло почти 200 лет, и сегодня я — единственный продолжатель фамилии. Мове — девичья фамилия моей мамы, по отцу я — Злобин. Но дедушка по материнской линии уговорил родителей записать меня в паспорте как Мове. Дедушка в свое время был известным адвокатом в Советском Союзе. Мама по профессии тоже адвокат.
— И как родственники отреагировали на то, что вы выбрали спортивную стезю?
— Когда я начал увлекаться машинами, на это не обращали внимания. Думали, мальчик успокоится. Тем более что автоспорт запредельно дорог. У нас в семье таких денег не было, поэтому начинал я с картинга. Мне было 16 лет, когда в Москве открылись первые прокатные автодромы. Я проводил там, без преувеличения, круглые сутки. Ночами тренироваться было дешевле. В какой-то момент автодромы, заинтересованные в собственной раскрутке и пиаре, стали устраивать громкие чемпионаты, где наряду с профессионалами могли принимать участие такие любители, как я. В итоге победил в 18 из 20 гонок, в которых принял участие. На этой волне попал в профессионалы, получил звание
мастера спорта. А в прошлом году занял призовое место на одном из этапов международных соревнований «Формула 3000». И, что очень важно, мне наконец удалось заручиться долгосрочной поддержкой спонсоров. Раньше я мог найти деньги на соревнование в самый последний момент и прилетал чуть ли не к старту. Теперь у меня есть возможность сосредоточиться на работе гонщика, а не «менеджера по поиску финансов». Сейчас я учусь в Московской академии экономики и права на юридическом факультете, заканчиваю 4-й курс. Занятия автоспортом занимают почти все мое время, но я считаю, что хорошее образование человеку просто необходимо. Поэтому к учебе отношусь серьезно — окончил школу с углубленным изучением английского и китайского языков с отличием. И сейчас стараюсь не останавливаться на достигнутом.
— Начать заниматься в 16 лет — это не поздно для автоспорта?
— Здесь все индивидуально. Шумахер начал заниматься в 6 лет, Фернандо Алонсо — в 5. Партнер Шумахера — Эдди Эрвайн пришел в автоспорт в 16, а Тьяго Монтейро — в 20 лет. В конечном счете имеет значение только результат. Если он высокий — неважно, когда ты начал.
— А когда вы впервые сели за руль?
— В девять лет. Дело в том, что моя мама имела отношение к Российской автомобильной федерации и принимала участие в организации гонок. Я с детства во всем этом крутился и старался использовать любую возможность, чтобы попрактиковаться. Бывало, шел на хитрости — заливал на горочке рядом с домом лед, чтобы у соседей не сразу получалось заехать во двор. Стоял в «засаде» и в нужный момент подходил со словами: «Дядь, давай припаркую
вам машину». Кто-то сразу отказывался, а кто-то смеялся: «Ну попробуй, пацан!» И я спокойно въезжал во двор.
Лет в 12–13 стал тайком брать машину мамы. Рост у меня в тот момент был метр с кепкой, поэтому приходилось подкладывать под себя две подушки, которые лежали на заднем сиденье для красоты. До педалей доставал еле-еле. Иногда меня задерживали сотрудники ГАИ. Надо было видеть их лица, когда они обнаруживали за рулем ребенка.
— Для многих зрителей гонки — это прежде всего колоссальная скорость. Ясно, что пилот должен обладать феноменальной реакцией. Какие качества еще необходимы гонщику?
— Физическая выносливость. Я каждый день провожу в спортзале не меньше трех часов. Необходимо иметь достаточно сил, чтобы выдержать перегрузки при торможении на поворотах. Дело в том, что при больших скоростях у гонщика в момент торможения тело становится в пять-шесть раз тяжелее. Самое проблемное место — голова. Если в обычных условиях она весит килограммов 6, то во время торможения — больше 40 кг. При этом пилоту важно не просто выдержать физические нагрузки. Смысл в том, чтобы не замечать этих нагрузок, они не должны отвлекать от главного — от дороги. Во время гонки необходимо постоянно анализировать не только свою езду, но и перемещение соперников. Если перестаешь думать на дороге хотя бы на несколько секунд — ты проиграл.
Вы ничего не сказали о чувстве страха. Как такового страха нет. Я даже ловил себя на мысли, что больше боюсь за свой автомобиль, чем за себя. Ведь поломка гоночной машины всегда выливается в ремонт на крупную сумму. Пожалуй, я почувствовал страх лишь од
нажды, когда на скорости чуть больше 200 км в час у болида отлетело колесо. Машину занесло и выбросило с трассы. Меня крутило в воздухе, я ждал удара и не знал, чем все кончится. Но подобное состояние допустимо лишь в момент аварии. А когда едешь по трассе, ты занят другим. Очень важно на- учиться управлять своими эмоциями, потому что они сразу отрицательно сказываются на результате. В идеале надо научиться отключать абсолютно все эмоции.
— Расскажите о машине, на которой вы ездите, сколько она стоит?
— В нашей серии все автомобили одинаковой комплектации. При этом, например, шасси поставляет определенный итальянский завод, моторы — французский. Стоит машина около 150–200 тысяч евро.
— В чем для вас главная прелесть гонок?
— Я спортсмен по натуре, в свое время занимался футболом, карате, настольным теннисом, увлекался игрой в шахматы. Но в итоге остановился на автоспорте, потому что в нем есть абсолютно все. Во-первых, адреналин: какой русский не любит быстрой езды? Во-вторых, нужно уметь мыслить стратегически. Гонки похожи на жизнь. Если ты в чем-то сам себя начинаешь обманывать, это сразу влияет на результат. Необходимо быть максимально честным по отношению к себе, жестким, требовательным. Ситуация может поменяться в любую секунду. Стоит только решить: да, я быстрый, я крутой, прекратить совершенствоваться — и дорога этого не простит.
— Как у вас строится график соревнований в текущем году?
— Мне предстоит принять участие в 9 гонках, в среднем 1–2 раза в месяц. Все они будут проходить на трассах в Европе. К концу сезона надеюсь вплотную подобраться к лидерам.