Советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.
Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую равитию речи школьников.
После заверщения Великой отечественной войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. В 1953 Эльконин демобилизовался из армии в звании подполковника и окончательно перешёл в Институт психологии АПН РСФСР, где и ранее работал по совместительству. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 защитил докторскую диссертацию, а в 1968 был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966.
Работы Д.Б. Элькониным теория стали одним из краеугольных камней теории деятельности.
Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным
Основные публикации
Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
Детская психология. М., 1960.
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
Как учить детей читать. М., 1976.
Психология игры. М., 1978.