В 1989 году Далай-лама XIV стал лауреатом Нобелевской премии мира, а в 2006-м он получил американскую Золотую медаль Конгресса.
Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьяцо) – духовный лидер буддистов по всему миру – в Тибете, Монголии, Бурятии и многих других регионах. До 2011-го возглавлял Центральную тибетскую администрацию, или Тибетское правительство в изгнании, после того, как Тибет был аннексирован Китаем.
Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьяцо (Tenzin Gyatso) родился в 1935 году в деревушке Такцер (Taktser) в провинции Амдо на северо-востоке Тибета (Taktser, Amdo, Tibet). Был он
девятым из шестнадцати детей в бедной семье, при рождении мальчик получил имя Лхамо Дхондуб (Lhamo Döndrub), что означает 'Богиня, исполняющая желания'. Интересно, что в Тибете имена дают вне зависимости от пола ребенка, потому имя мальчика звучит по-женски. Как бы ни было, позднее он изменит свое имя.
Раннее детство будущего Далай-ламы проходило в атмос
фере тяжелого труда – родители его, как и все прочие жители деревни, выращивали картофель, пшеницу и овес. Позднее он
сделает многое, чтобы помочь трудной доле бедных крестьян, а тогда никто еще не знал, что скоро этому простому мальчику предстоит решать судьбу всего народа.
Когда скончался Далай-лама XIII, тибетское правительство снарядило поисковый отряд, чтобы найти его новую реинкарнацию, и среди прочих деревень поисковики посетили и Такцер. Юный Лхамо вел себя очень естественно – он ведь не мог знать, что искривленные ветви можжевельника на крыше указывали на то, что новый лама находится где-то рядом. Когда мальчику показали вещи, принадлежавшие ранее Далай-ламе, а также то, что не имело к нему никакого отношения, он без труда рассортировал их, при этом назвав вещи предшественника своими. Это стало последним а
гументом в пользу того, что маленький Лхамо Дхондуб из деревни Такцер – новая реинкарнация Далай-ламы. В обратный путь поисковый отряд двинулся уже вместе с 4-летним ребенком – его перевезли в монастырь. Позднее Далай-лама вспомнит это время как не самое счастливое время его детства.
В 1939 году его перевезли в Лхасу, а зимой 1940 года Далай-лама XIV был официально введен в должность главы тибетского народа.
Затем снова был монастырь, где Далай-лама брил голову и носил монашескую одежду бордового цвета, тогда же он сменил имя на Джампел Нгаванг Лобсанг Еше Тензин Гьяцо.
А потом началась долгая и сложная учеба, и он получил степень доктора буддийской философии, а также учил санскрит, медицину, логику, ораторское искусство и много прочих наук.
Вскоре после того, как Далай-лама XIV вступил в должность, Китай аннекси
овал Тибет, и случилось так, что родная провинция Лхамо, Амдо, находилась как раз близко к границе, а стало быть, попала под контроль китайских коммунистов.
Среди первых указов, которые Далай-лама издал как глава тибетского правительства, была всеобщая амнистия, а в 15 лет он уже назначил кабинет министров и попробовал вести переговоры с Пекином, в надежде избежать полномасштабной войны. Увы, китайские войска все же вошли в Тибет, и после девяти лет тщетных попыток договориться с китайскими властями, в 1959 году Далай-лама, переодетый в простого солдата, отправился в изгнание в Индию. Это были долгие годы правления в изгнании – оставил свой пост Далай-лама XIV лишь в 2011 году.
За эти годы в его стране, лидером которой он не переставал быть ни одной минуты, случилось много. Так, в 2001 году в Тибете впервые прошли д
мократические выборы, а весной 2011 года Далай-лама объявил о своем уходе с поста политического лидера страны. Позднее он выразил пожелание, что следующий Далай-лама вовсе не должен быть и политическим лидером Тибета.
С тех пор Далай-лама XIV путешествует по миру, выступает перед тибетцами, обучает буддизму и много практикует сам. Среди его интересов – медицина и физика, экономика и окружающая среда, а также защита прав и миротворческая деятельность. У Далай-ламы XIV множество всевозможных наград и почетных степеней от мировых университетов.
Авторитет ламы среди тибетцев и буддистов всего мира невероятно высок, а сам он не устает повторять, что в нынешнем воплощении у него есть три главные обязанности: разъяснение общечеловеческих ценностей, достижение гармонии между разными религиями и помощь тибетскому народу.