Как театральный проект превратился в крупнейшую этно-группу Украины? Что значит 'ДахаБраха'? Какие экзотические инструменты используют участники коллектива при записи песен? И как обычные фольклористки стали самыми желаемыми гостями на мировых фестивалях?
Познать вечность невозможно. Так говорят только те люди, которые никогда не слышали украинскую этно-группу 'ДахаБраха'. Ее музыка погружает прямо в тело вечности за считанные минуты. А если закрыть глаза, перед тобой проходят все векторы времени и пространства – можно оказаться в киевском поселении XIX столетия или в украинском доме современности. Перемещает не столько воображение, сколько это чудо. Чудо под названием 'ДахаБраха'.
История коллектива 'ДахаБраха' началась в Центре современного искусства 'Дах'. Влад Троицкий – бессменный лидер экспериментал
ьного театра 'Дах' – предложил из среды актеров и просто всесторонне одаренных людей организовать музыкальную этно-группу. Идею подхватил Марко Галеневич, который и начал искать молодые таланты. Вскоре был создан коллектив 'ДахаБраха', куда помимо Галеневича вошли четыре девушки: Нина Гаренецкая, Ирина Коваленко, Алена Цибульская и Александра Гарбузова (вскоре покинула проект).
Девушки из 'ДахаБраха' – это профессиональные фольклористки. Материал для своих песен они собирают в этнографических экспедициях по украинским селам. По словам девушек, старинные песни, исполн
енные пожилыми людьми, – самый лучший источник вдохновения. Они являются носителями невероятной энергии, энергии народа.
В то же время, как отмечает Марко, эту энергию можно передавать по-разному. Кто-то записывает народные песни и потом воспроизводит их аутентично, 'один в один'. Коллектив 'ДахаБраха' пошел по-другому пути. Они смешивают украинские народные песни с различными фольклорно-музыкальными традициями. Например, ребят очень вдохновляют арабские и индийские мелодии. А вообще, в своих творениях они используют различную музыку. Главное, чтобы она была качестве
нной и профессиональной.
Музыканты 'ДахаБраха' играют исключительно на народных инструментах. И, поверьте, это целый мир. По словам Нины Гаренецкой, все начиналось с трех обычных барабанов. Затем в группе появился гуцульский барабан. Сейчас при записи песен и на концертах группа использует до 20 инструментов. Есть среди них и совсем экзотические. Например, австралийский диджериду, западноафриканский джембе и буддийский гонг. Как объясняет Нина, когда друзья отправляются в какую-нибудь страну, они просят привезти местный музыкальный инструмент.
личает 'ДахаБраха' от других этно-коллективов удивительный сценический образ. Длинные юбки, аутентичные рубашки, щедро рассыпанные бусы и главное – необычные головные уборы, высокие шляпы. Эта одежда олицетворяет колорит многих культур – не только украинской. Впрочем, как и сама музыка 'ДахаБраха'.
Прежде, чем говорить о музыкальном стиле, стоит сказать несколько слов о названии группы. Как объяснил Марко Галеневич, название 'ДахаБраха' происходит от двух староукраинских слов – 'давать' и 'брать'. Чем больше даешь, тем больше получаешь. Поэтому колле
тиву очень важно чувствовать энергию зала. И дарить свою энергию, которую они получают от природы, от творчества других музыкантов и народных песен. Энергообмен со зрителем очень важен.
Вначале руководитель 'Даха' Влад Троицкий хотел задействовать группу исключительно в театральных постановках. Одной из таких был спектакль 'Пролог к Макбету' – вольная интерпретация шекспировской пьесы. Тогда зрители и увидели впервые самобытный коллектив. Со временем 'ДахаБраха' переросла в автономную музыкальную группу и вышла за границы театра. Так, сначала Украина, а затем и весь
мир узнали о существовании необычного коллектива.
'ДахаБраха' начала активно выступать на украинской сцене с 2005 года. Молодые таланты приглашали на различные рок и этно-фестивали, где они получили невероятную популярность. А с выходом дебютного альбома 'На добраніч' (2006) к участникам 'ДахаБраха' пришла известность. Потом все завертелось с невероятной скоростью. Украинские фестивали 'Шешоры' и 'ГогольFEST', поездки в Россию, Польшу, Венгрию, Францию, Англию… Кстати, в Европе 'ДахаБраха' обожают. Там сложно найти этно-группу, которая была бы настолько самобытной, о
ригинальной и необычной, ее музыка завораживает.
Музыкальный стиль 'ДахаБраха' интерпретируют по-разному. Сами участники коллектива называют его этно-хаос, подчеркивая хаотичное слияние различных этнических составляющих. Некоторые критики определяют стиль музыки группы как психоделик-фолк, некоторые как world-music. Довольно много песен группы вообще не попадают ни под какой формат. Участникам 'ДахаБраха' интересно работать с музыкальной традицией разных народов, миксовать мелодии, экспериментировать.
Альбомы коллектива тоже разнообразны. Если первый и второй состо
яли преимущественно из народных песен в аутентичном исполнении, то альбомы 'На межі' (2009) и 'Light' (2010) полны экспериментальных композиций. 'На межі' психоделический и тяжелый, 'Light' более легкий и светлый. Сами участники коллектива называют этот диск 'попсовым' из-за присутствия в нем современных жанров: хип-хопа, драм-энд-бэйса, рэпа. В то же время в нем есть совершенно не 'попсовые' композиции. Например, 'Specially For You', которая придумывалась сначала просто как завывания, но потом во время разработки родился английский текст.
Последний альбом 'Хмелева P
roject' (2012) 'ДахаБраха' записала совместно с белорусским коллективом 'PortMone'. Также в планах группы сотрудничество с польскими музыкантами из 'Karbido', другими этно-коллективами Европы. По словам Галеневича, такой опыт помогает лучше узнать культуру других народов, создать совершенно новый, оригинальный продукт.
Как сказал саундпродюсер группы Юрий Хусточка, 'ДахаБраха' интересна тем, что показывает Украину с лучшей стороны. Она несет совершенно невероятную позитивную энергию, которая так необходима людям. Ведь все, что делает 'ДахаБраха', она делает для людей