ДАДЗАЙ Осаму (1909–1948) — один из самых экстравагантных и неординарных японских писателей первой половины XX столетия, который всю жизнь играл с жизнью и смертью, четыре раза пытаясь покончить с собой, и только на четвертый раз достиг своей цели.
Первую попытку самоубийства Дадзай предпринял, когда ему было девятнадцать лет и он еще учился в старших классах. С хостессой из бара они приняли снотворное, а потом бросились в море. При этом девушка погибла, а Осаму остался жив. Впоследствии он по-разному обыгрывал этот случай в пяти рассказах, написанных на эту тему. В рассказе «Цветы шутовства» (1935), одном из лучших рассказов раннего периода, речь также идет о том, как герой, неудачливый самоубийца, проходит в больнице курс лечения.
В 1930 г. Дадзай уезжает учиться в Токио и поступает на отделение французской литературы Токийского императорского университета. К этому времени относится всплеск его увлеченности марксистской идеологией. Однако сразу же стоит оговориться: увлечение Дадзая марксизмом в студенческие годы было не более чем обыкновенной игрой, своего рода данью моде.
В мае 1932 г. полиция посетила семью Дадзая в Аомори, и старший брат официально узнал о проделках младшего. Он настоял на том, чтобы Осаму привезли в Аомори и он поклялся перед полицией в отказе от своего дальнейшего участия в социалистическом движении.
Тем временем его произведения начали привлекать всеобщее внимание, и он начинает публиковаться во множестве журналов самых различных направлений.
После того как Дадзая Осаму вынудили покинуть университет, он держит экзамен на должность в газете, но проваливается.
Его рассказы, написанные в это время, отличаются повышенным чувством безнадежности и апатии. Одно из лучших произведений этого периода — «О женщинах». В нем речь идет о двойных самоубийствах в разных странах и у разных народов.
Потребность в наркотиках у Дадзая Осаму возрастает настолько, что его кладут в специальную клинику. Дадзая все же вылечили, однако за то время, что он находился в лечебнице, возникла другая проблема: он узнал, что жена ему изменяла.
После очередной неудавшейся попытки самоубийства Дадзай расходится с женой. По совету своего учителя, писателя Ибусэ Масудзи, он в 1939 г. женится на женщине из образованной семьи.
Под конец войны Дадзай Осаму с семьей уезжает в местечко Митака под Токио, где в уединении и проводит последние несколько лет своей жизни. Его последние сборники рассказов: «Жена Вийона», «Прощай» и др., а также романы «Заход солнца» и «Больше не человек» носят явно пессимистический характер. Одной из лучших новелл писателя о послевоенном времени было произведение «Жена Вийона», в котором Дадзай ассоциирует себя с Франсуа Вийоном. Франсуа Вийон был ниспровергателем устоев и морали французского общества. Таким же человеком считал себя и сам Дадзай, таков же и его герой — поэт Отани. К этому времени относится участие Дадзая в литературной группе «Бураи-ха» («Хулиганствующие»), отличительной особенностью которой были сплошные пьянки, дебоширство и общение с люмпен-пролетариатом.
Его последним крупным произведением стал роман «Больше не человек», который критики посчитали шедевром творческого мастерства писателя. Это был смелый выпад против морали и устоев японского общества.
13 июня 1948 г. Дадзай Осаму совершает двойное самоубийство с женщиной.