Многие помнят эту колкую на язык рэпершу, бурей ворвавшуюся в мир хип-хопа вызывающей лирикой своих текстов, а также скоростью, с которой распространилась популярность её дебютного альбома «Funkdafied» пятнадцать лет назад. Это была Да Брат, девчонка из Чикаго.
Шаунти Харрис (настоящее имя девушки), родилась 14 апреля 1974 года, и уже спустя всего двадцать лет, попав в «исключительно мужской» мир рэпа, она побила все рекорды и стала одной из самых успешных и богатых певиц: первая сольно выступающая рэперша, чей дебютный альбом стал «платиновым», она на протяжении многих лет оставалась наиболее востребованной исполнительницей рэпа среди женщин. Более того, чтобы добиться успеха, певице Да Брат не пришлось вилять бёдрами, хлопать ресницами или прибегать к дешёвым трюкам, играя на собственной сексуальности, что обычно считается обязательным условием для молоденьких девушек на пути к славе.
Музыкальная карьера Да Брат началась там же, откуда стартовали многие другие темнокожие певцы - в колокольне церкви для чёрных. Однако уже тогда девушка ухитрилась выделиться из моря поющих в хоре лиц - она… играла на ударных! «Вот откуда я получила свой ритм», - впоследствии
сказала Брат. Это как раз то место, с которого начинается классическая сказка о хип-хопе. В 1992 году Брат победила на соревновании среди местных МС и познакомилась с Жерменом Дюпри. Именно он и стал её «Пигмалионом».
Одежда на пару размеров больше, пряди волос, переплетённые со шнурками, чёткий автограф, выражающий харизматичную сущность, и энергия, бьющая через край - вот новый образ молодой женщины, который демонстрирует Да Брат.
Стоя у подножья горы, ведущей к славе и успеху, Брат была ещё совсем юной и весёлой, но, в то же время, прекрасно владела собой и проявляла деловые качества. Она олицетворяла в себе нечто ранее несуществующее и невиданное.
Спустя два года после выпуска первого альбома «Funkdafied» в 1994 году, она повзрослела и «поплохела», что отразилось в её следующей пластинке «Anuthatantrum», записанной под лейблом «So So Def/Columbia Records». В этом альбоме мисс Брат (которой на
тот момент исполнилось 22 года) не осталось ребячества - она стала совсем взрослой. И хотя это была всё та же проказливая Да Брат, к своему второму альбому из дерзкой девчонки она превратилась в уверенную в себе молодую женщину, которая знает, чего хочет, и добивается своего.
Альбом «Anuthatantrum» (anutha= ‘another’ - другой, tantrum -вспышка гнева) назван так в честь особенностей характера самой Да Брат. Она прокомментировала название так: «Я вечно крушу и ломаю всё вокруг, поэтому люди постоянно спрашивают меня, когда начнётся моя следующая вспышка гнева». Продюсером этого альбома, как, впрочем, и следующего, стал Жермен Дюпри.
Во время записи второго альбома, Брат удалось выделить время для ещё одного рискованного предприятия - работы в кино. В 1995 году она выступила в роли композитора, написав звуковую дорожку к фильму «Плохие парни» (Bad Boys), а в 1996-м появилась на экране в картине «Джинна
вызывали?» (Kazaam). В том же году Да Брат начала сниматься в сериале «Сабрина - маленькая ведьма» (Sabrina, the Teenage Witch). Сама девушка объяснила ситуацию с кино так: «Я просто подумала как-то раз: 'эй, это именно то, что позволит людям увидеть, на что я способна, позволит им увидеть нечто иное, чем просто Да Брат'. И в тот момент, когда ко мне постучалась такая возможность, я была готова ответить на неё».
И она действительно «нечто иное, чем просто Да Брат». Идя по стопам своего «старшего брата» Дюпри, Да Брат разработала бизнес-план для создания собственной компании «Thowin' Tantrums», которая расположилась неподалёку от Чикаго. «Это мой родной город, - сказала Брат. - Я хочу «взорвать» Чикаго».
Свой третий альбом под названием «Unrestricted» («Без ограничений») Да Брат выпустила в 2000 году. В отличие от первых двух дисков, её третье детище не вызвало таких бурных оваций. Прекрасно записанный
музыкальный материал, благодаря всё тому же Дюпри, подвели текстовые стереотипы: штампы и междометия, характерные практически для каждого рэп-альбома почти любого рэп-исполнителя.
Спустя три года, в 2003-м, последовал альбом «Limelite, Luv and Nightclubz» (limelite='limelight' - свет рампы, luv='love' - любовь, и nightclubs - ночные клубы). В своём четвёртом диске в противовес образу протеста, в котором певица стартовала в мир хип-хопа, Да Брат предстала в совершенно ином внешнем облике - в облике распутной и непристойной женщины. Единственное, чему она осталась верна - так это всё той же бранной лексике.
В перерывах между записями Брат продолжала реализовываться на актёрской ниве. В 2001 году она снялась в фильме «Блеск» (Glitter), а в 2002 сыграла главную роль в картине «Клеймо гражданина» (Civil Brand). Одной из последних работ Да Брат в кино стало участие в фильме 2006 года «30 дней» (30 Days).