Чжан Сюань (работал в 714—742 годах) — китайский художник.
Живший в IX веке китайский историк живописи Чжу Цзинсюань сообщает о нём следующее: «Чжан Сюань, уроженец столицы, рисовал юношей из знатных семейств, оседланных лошадей, виды императорских парков, портреты благонравных жен, расписывал ширмы и прославился как лучший мастер своего времени. Он был искусен в набросках и живописании вещей одним ударом кисти. Все предметы на его пейзажах — павильоны, террасы, деревья, цветы и птицы — были выписаны с непревзойденным совершенством. Еще он нарисовал картины к стихам „Печаль дворца Чанмэнь“, где с большой выдумкой изобразил виды с извивающимися галереями, павильонами и террасами, золочеными колодцами и деревьями утун. Еще он нарисовал картины „Знатные юноши на ночной прогулке“, „Прошение мастерства в праздник Кануна седьмицы“, „Любование луной“. Все это он сделал с большой тщательностью и намного превзошел все созданное на эти темы ранее. Его изображения знатных юношей, оседланных лошадей и дворцовых парков считаются первоклассными». Однако в своей трехуровневой оценке художников этот историк поставил Чжан Сюаня не в первую, а во вторую категорию.
Другой историк и теоретик живописи Чжан Яньюань (IX в.) характеризует его лишь одним предложением: «Чжан Сюань любил рисовать женщин и детей». Неизвестно ни происхождение Чжан Сюаня, ни должности, занимаемые им при дворе, ни даты его рождения и смерти. Исходя из этого современные специалисты по живописи эпохи Тан, считают, что художник среди своих современников не пользовался большой известностью. Однако имя Чжан Сюаня постоянно присутствовало в позднейших дискуссиях о танской живописи главным образом благодаря существованию двух знаменитых копий его работ, которые приписывают выдающемуся художнику-императору династии Сун — Хуэйцзуну (1101—1126). Это «Приготовление шелка» (Бостон, Музей изящных искусств) и «Весенняя прогулка госпожи Хуго» (Музей провинции Ляонин, Шеньян). Двойное авторство этих свитков естественно ставит вопрос о степени, в которой они передают живопись самого Чжан Сюаня. Специалисты считают, что в композиции они, скорее всего, следуют оригиналу, но сама живопись — применение густых красок, плоские образы, и подчеркнутое внимание к деталям и орнаментам отражает вкусы, характерные для Академии живописи Хуэйцзуна.
На свитке «Весенняя прогулка госпожи Хуго» изображён конный выезд младшей сестры главной танской «роковой женщины» Ян гуйфэй, которая была не менее известна своей красотой и легкомыслием, чем ее старшая сестра. Это произведение сегодня существует, по меньшей мере, в двух копиях. Вторая приписывается известному сунскому художнику Ли Гунлиню. В целом, это довольно банальная сцена кавалькады, которые в китайской живописи встречаются достаточно часто. Она следует старым традициям изображений всадников и колесниц, известным с ханьских времен.
Гораздо более интересен свиток «Приготовление шелка». На нём изображен иной аспект жизни императорского гарема — церемония приготовления шелка. Появление традиции изображения этого ритуала ученые относят к VI—V векам до н. э. Подобные сцены изображены на древних бронзовых сосудах и каменных рельефах. Они дают возможность понять гораздо более неоднозначную роль придворных дам (императорских наложниц) в жизни китайского государства, чем принято думать. Шелкоткачество с древних времен считалось особым ритуалом; придворные дамы были ответственны за проведение ежегодной церемонии сбора тутовых листьев и изготовления шелка.
Свиток «Приготовление шелка» явно перекликается с «Наставлениями старшей придворной дамы» Гу Кайчжи. На нём изображено трехчастное действо. В первой сцене четыре наложницы с пестами в руках взбивают шелк, уложенный в корыто. Во второй сцене одна наложница шьет, другая прядет. В третьей — женщины растягивают шелк. Оживляет сцену играющая маленькая девочка. Все женщины изображены в соответствии с модой, бытовавшей в эпоху Тан, дородными и круглолицыми. Другие произведения Чжан Сюаня неизвестны. Его творчество имело продолжение в работах его современника, танского художника Чжоу Фана.