Популярные личности

Чжан Сюань

Китайский художник 8-го века н.э
На фото Чжан Сюань
Категория:
Гражданство:
Китай
Читать новости про человека
Биография

Один из величайших мастеров династии Тан

О китайском художнике Чжане Сюане известно до обидного мало, однако и имеющихся фактов вполне достаточно, чтобы понять, что Сюань был одним из величайших творцов своего времени, во многих отношениях определившим дальнейшее развитие китайского искусства.


Китайский художник 8-го века н.э из Сианя, провинция Шэнси (Xī'ān, Shǎnxī). Наиболее активно творил в период с 714-го по 742-й; ни дата рождения, ни дата смерти Чжана точно не известны.

В истории мирового искусства китайский художник Чжан Сюань остался преимущественно благодаря своим чудесным работам; впрочем, несколько историков (исключительно китайских) все же сочли возможным упомянуть Чжана в своих трудах. Чжан Сюань по праву считается одним из самых выдающихся художников Кайюаня (Kāiyuán) и его окрестностей. Более всего славен Чжан был образами элегантных женщин и юных дворян, гарцующих на лошадях или отдыхающих в богато украшенных садах. Сюань во многих отношениях был чрезвычайно консервативен, что, впрочем, ничуть не мешало ему использовать довольно яркие цвета и красители.

Период с 712-го по 756-й считается одним из самых просвещенных периодов китайской истории; правивший в то время император Сюань-цзун (Minghuang) активно покровительствовал художниками и творцам; Чжану повезло стать одним из многих мастеров, облагодетельствованных мудрым правителем.

Именно в этот период в страну пришла новая мода – картины по шелку, изображавшие прекрасных женщин. Довольно быстро стало ясно, что лучше всех в подобном стиле в Китае творят два мастера – Чжан Сюань и Чжу Фан (Zhou Fang). В творчестве обоих активно эксплуатировались образы прекрасных придворных дам.

Увы, надежных исторических сведений о Чжане Сюане сохранилось сравнительно немного. В работах историка Чжана Яньюаня (Zhang Yanyuan), к примеру, Сюань охарактеризован одним-единственным предложением – 'Чжан Сюань любит рисовать женщин и детей'. Другой видный историк, Чжу Цзинсюань (Zhu Jingxuan), оставил о Сюане более подробный отзыв. В отзыве этом Сюаню приписывалось незаурядное мастерство – проявлявшееся, помимо прочего, в точнейшей проработке мельчайших деталей. Интересно, что несмотря на явно позитивный отзыв, в разработанной им же самим трехуровневой шкале оценки таланта художников Чжу Цзинсюань поместил Чжана Сюаня всего лишь во вторую категорию.

Современные историки и любители искусств знакомы с творчеством Сюаня прежде всего благодаря дошедшим до наших дней копиям работ художника; выполнены две уцелевшие копии были одним и тем же человеком – великим мастером-иллюстратором (и, увы довольно бездарным императором) Хуэй-цзуном (Emperor Huizong). Увы, в полной мере оценить талант самого Чжана по этим работам возможным не представляется – главная трудность заключается именно в том, что представляют они собой всего лишь копии и, как следствие, несут в себе определенный отпечаток стиля копииста. Саму композицию Хуэй-цзун сохранил, скорее всего, довольно точно, но общий стиль рисования, похоже, соблюден не был.

В любом случае, Чжан Сюань явно был одним из ключевых художников эпохи Тан (Tang); работы его оказали огромное влияние на многих художников следующих лет – вроде упомянутого уже Чжу Фана, активно подражавшего своему более опытному и умелому коллеге. Со временем Чжу Фан, разумеется, выработал собственный уникальный стиль, однако без участия Чжана Сюаня стиль этот наверняка выглядел бы совершенно иначе. Позже именно Чжу Фану было суждено заслужить репутацию величайшего художника времен династии Тан – а Чжан Сюань абсолютно незаслуженно был забыт. Лишь по прошествии достаточно долго времени историческая справедливость была восстановлена, и о Сюане вновь заговорили благодарные потомки.



Поделиться: