Английский эссеист, критик, поэт. Отец, Джон Лэм, служил на незначительных должностях в юридической конторе Сэмюэла Солта. В восемь лет Лэм определился в лондонскую школу «Приют Христа». Завязавшаяся там дружба с С.Т.Колриджем во многом определила их будущие литературные судьбы.
Оставив школу на пятнадцатом году жизни, Лэм работал мелким клерком в различных фирмах до получения в 1792 места в Ост-Индской компании, где прослужил тридцать три года, вплоть до выхода на пенсию. Для литературных занятий ему оставались лишь часы досуга, но, несмотря на это, он сумел войти в круг самых популярных английских эссеистов, стал замечательным рассказчиком историй для детей, сочинителем изящных стихов и мастером эпистолярного жанра.
Ранние писания Лэма не предвещали его более поздних достижений. Первые опубликованные произведения увидели свет в 1796 – четыре сонета в сборнике Стихи на разные темы (Poems on Various Subjects), составленном Колриджем. Через два года он впервые выступил как прозаик, опубликовав рассказ Розамунда Грей (Rosamund Gray), и напечатал несколько сочинений в сборнике Белый стих (Blank Verse), составленном совместно с Ч.Ллойдом, которому покровительствовал Колридж. Одно из этих стихотворений, Знакомые старые лица (The Old Familiar Faces), звучит очень грустно, нотки чувствительности и надрыва вообще характерны для многих ранних сочинений Лэма.
Заслуживают упоминания еще два литературных начинания Лэма, относящиеся к раннему периоду его творчества, хотя бы потому, что он обратился к новым жанрам. Два опыта в драматургии успеха не имели. Трагедия Джон Вудвил (John Woodvil, 1801 или 1802) появилась только в печати и подверглась насмешкам рецензента в «Эдинбургском обозрении». Фарс Господин Г... (Mr. H...) дождался постановки на сцене в 1806, но премьера была освистана, причем автор пьесы благодушно присоединился к публике.
Положение начало выправляться с 1807, когда были опубликованы знаменитые Рассказы из Шекспира, написанные Лэмом в сотрудничестве с сестрой Мэри (1764–1847). Эти истории предназначались для детей и представляли собой прозаический пересказ четырнадцати комедий и шести трагедий Шекспира. Все комедии пересказала Мэри; судя по ряду признаков, замысел сборника и его композиция принадлежали прежде всего ей, хотя ее имя и не указывалось в изданиях, вышедших при ее жизни. Успех был закреплен в следующем году выходом в свет книги Английские драматические поэты, современники Шекспира (Specimens of the English Dramatic Poets Who Lived About the Time of Shakespeare).
Для неспециалистов и широких читательских кругов наиболее значительный интерес представляет другое важное достижение Лэма – эссе Очерки Элии (Essays of Elia; рус. перевод 1979). Почти все очерки впервые увидели свет в журнале «Лондон мэгэзин» («London Magazine») в 1820–1825, хотя несколько очерков были напечатаны в 1810 и 1811 в журнале «Рефлектор», издании Ли Ханта. Стоит отметить, что почти все лучшие произведения Лэма появились уже после публикации Сочинений (Works) в 1818. Похоже, что вершины в жанре эссе он достиг публикацией сборника Очерков Элии в 1823. В 1833 вышел дополнительный том, Новые очерки Элии (Last Essays of Elia), в котором наряду с поздними были помещены лучшие очерки из первого тома.
По выходе в отставку Лэм после 1827 покинул Лондон, уехав с сестрой сначала в Энфилд, а затем в Эдмонтон, где после непродолжительной болезни умер 27 декабря 1834.