Популярные личности

Чарльз Берд

Шотландский инженер
На фото Чарльз Берд
Категория:
Место рождения:
Уэстертон, Великобритания
Дата смерти:
1843-12-10
Место смерти:
Санкт-Петербург, Россия
Читать новости про человека
Биография

Русские шотландцы

Шотландский инженер, игравший важную роль в промышленной и деловой жизни Санкт-Петербурга (St. Petersburg) в первой половине 19-го века. Его компания выпускала паровые машины и построила первый в России (Russia) пароход. Берд приехал в Россию двадцатилетним юношей и прожил здесь всю свою долгую жизнь.


Чарльз Берд – будущий Карл Николаевич Берд, - родился в 1766 году в Уэстертоне (Westerton) в шотландском графстве Стерлингшир (Stirlingshire). Он был одним из девяти детей Никола Берда (Nicol Baird), управляющего каналом Форт-энд-Клайд (Forth and Clyde Canal). Его младший брат Хью Берд (Hugh Baird) тоже стал инженером. В 1782 году шестнадцатилетний Чарльз поступил учеником на чугунолитейный завод 'Carron Ironworks' рядом с Фолкерком (Falkirk), индустриальной столицей Шотландии (Scotland), а к 19 годам он занимал пост контролера в оружейном отделе.

В 1986-м Берд отправился в Россию, сопровождая директора 'Carron Company' Чарльза Гаскойна (Charles Gascoigne) – в России Гаскойну предстояло основательно перестроить Александровский пушечно-литейный завод (Aleksandrovsk gun factory) в Петрозаводске (Petrozavodsk) и организовать работу небольшой чугунолитейной фабрики по изготовлению пушечных ядер в Кронштадте (Kronstadt). Гаскойн оказался в России по приглашению Сэмюэла Грейга (Samuel Greig), шотландца и адмирала русского флота.

В 1792 году Берд основал партнерство с Фрэнсисом Морганом (Francis Morgan), еще одним шотландцем, преуспевшим в Петербурге, а еще через два года, в июне 1794-го, женился на его дочери Софии (Sophia). Их петербургское предприятие стало известно как завод Берда (Baird Works) и специализировалось на выпуске машин, приводимых в движение паром. Завод поставлял оборудование для арсенала, монетного двора и стекольных заводов, а Чарльз Берд, выдающийся инженер, принимал заказы на самые разные проекты, начиная со строительства мостов и заканчивая изготовлением металлических барельефов к Александровской колонне. Берд также владел сахарным заводом, использовавшим его собственный новаторский метод очистки сахара.

В 1815 году на воду был спущен первый в России пароход 'Елизавета', изготовленный на заводе Берда, и это событие положило начало десятилетней монополии собственного пароходства Берда на Неве (Neva River), в том числе на рейсы из Санкт-Петербурга в Кроншдадт. У пароходства были свои причалы, а газета 'St. Petersburg Times' утверждала, что Чарльз Берд помогал в создании 'великого индустриального царства на Неве, известного сегодня как Адмиралтейские верфи'. Берд поставлял материалы для сооружения нескольких мостов, включая первый чугунный арочный мост в России, построенный в 1805 году, и висячие мосты, спроектированные инженером Вильгельмом фон Треттером (Wilhelm von Traitteur), например, изящнейший Почтамтский мост (Postoffice Bridge) через реку Мойку (Moika River). Компания Берда работала также с архитектором Огюстом Монферраном (Auguste de Montferrand) над созданием Александровской колонны (Alexander Column) и Исаакиевского собора (Saint Isaac's Cathedral) – в последнем случае Берд отвечал за некоторые технические аспекты при проектировании купола собора.

На заводе Берда трудились русские крепостные, и некоторые из них были настоящими мастерами в литье. Берд приглашал из Шотландии других инженеров, и для многих из них Россия тоже стала второй родиной. Большой вклад в развитие завода внесли сын Берда, Фрэнсис Берд (Francis Baird), и племянник, Уильям Хэндисайд (William Handyside). После смерти тестя Чарльз остался полным хозяином всего предприятия, а после смерти самого Чарльза все перешло к Фрэнсису - Францу Карловичу Берду. Уильям Хэндисайд отвечал за совместную работу завода с архитектором Монферраном, а еще один племянник, Никол Хью Берд (Nicol Hugh Baird), тоже проживший несколько лет в Санкт-Петербурге, позже стал знаменитым канадским инженером. Завод Берда был продан в чужие руки только после смерти внука Берда, не оставившего наследников.

Чарльз Берд славился не только своим деловым чутьем, но и техническими талантами, и его достижения признавались как в России, так и в Великобритании (UK). В 1841 году он был избран членом Института гражданских инженеров (Institution of Civil Engineers), получил за свою жизнь множество наград, в том числе орден святого Владимира 3 степени (Order of St. Vladimir).

Берд умер 10 декабря 1843 года и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище (Smolensk Lutheran Cemetery).



Поделиться: