Народная артистка СССР (1971).
Настоящая фамилия - Воллерштейн. Родилась 8 (20) марта 1897 г. в Москве, в семье инженера. В 1919 г. окончила юридический факультет Киевского университета. С 1919 г. студентка, затем артистка Студии Евгения Вахтангова ("Мансуровская студия", по названию переулка, где она находилась; отсюда — сценический псевдоним актрисы). С 1926 г. - артистка Театра им. Евг.Вахтангова. В историю театра Мансурова вошла прежде всего как первая исполнительница роли принцессы Турандот в знаменитом спектакле Е.Б.Вахтангова (1922). Вслед за очаровательной, эксцентричной Турандот актриса в начале творческого пути сыграла в спектакле по "Театру Клары Гасуль" П.Мериме наделённую взрывной силой темперамента испанку донью Урраку ("Рай и ад", 1924); изворотливую, хитроумную Зойку в булгаковской "Зойкиной квартире" (1926); легкомысленную юную Ксению в "Разломе" Б.Лавренёва (1927); угловатую, строптивую, но способную глубоко чувствовать Шурку ("Егор Булычёв и другие", 1932). Ученица Вахтангова, верная его эстетическим принципам, преданная единственному в её жизни театру, Мансурова – актриса высокой сценической культуры, острой театральной формы, выразительной законченности пластического рисунка. Изысканным чувством стиля, артистизмом, тонким лиризмом и особой, вахтанговской иронией отмечены её работы более поздних лет: Беатриче в шекспировском "Много шума из ничего" (1936), Роксана в "Сирано де Бержераке" Э.Ростана (1942), Филумена Мартурано в одноимённой пьесе Э. Де ФилиппоЦецилия Мансурова в спектакле Театра им. Евг. Вахтангова "Перед заходом солнца" (1956). "Изысканность чувств и мастерскую отточенность, артистизм" отметил в этой роли актрисы автор пьесы. Основным партнёром Мансуровой был Рубен Симонов; дуэт этих двух истинных наследников Вах
тангова ("Много шума из ничего", "Сирано де Бержерак", "Филумена Мартурано") на протяжении десятилетий оставался своеобразным символом искусства театра, носящего имя великого режиссёра. С 1925 г. Мансурова преподавала в Училище при Театре им. Вахтангова (с 1939 г. – Театральное училище им. Б.В.Щукина), профессор (с 1946 г.). Во время Великой Отечественной войны была художественным руководителем фронтового филиала Театра имени Евг. Вахтангова (1942-45), где поставила "Не в свои сани не садись" А.Н. Островского (1944).
У Цецилии Львовны Мансуровой вообще не было старости, хотя дожила она до 79-летнего возраста. Первая Турандот, слава Вахтанговского театра, она сохла, темнела кожей, но оставалась изящной, подвижной и не меняла своих эксцентрических привычек. Она никогда не подогревала интерес к своему имени, не хлопотала о знаках официального внимания и рекламной славе. Все знали, что Мансурова - профессор, но впустить в себя этот образ не удавалось никому: ни ей самой, ни окружавшим. Между собой все возрасты - актёры и театральные студенты - звали её Цилюшей.
Последние годы её жизни не были заполнены ролями. Ей уже не поручали художественного руководства студенческим курсом в училище, лишь иногда педагогическую работу над отрывками. Для стройного рабочего графика она была слишком непоследовательна - Цецилия Мансурова в фильме "Дорогой мой человек" психика подводила.
Она была великолепно образована, умна и при всей своей нервозности, эксцентричности склонна к долгому чтению. Как всякий по-настоящему умный человек она не боялась выглядеть глупой. Как поистине умный человек она обожала дуракаваляние. Молодёжный шум в её квартире иногда вызывал протесты соседей, хотя дом был театральный (на ул. Щукина, 8-а) и
асыпал поздно.
Мансурова не стеснялась рассказывать о вещах, которые актёры стыдливо утаивают. Она была педагогом по призванию, и открывалась молодежи почти настежь. В любую печальную тему она вносила мажорное звучание. Даже реквием способна была вывести к гимну жизни. В кругу близких ей по духу людей она нередко вспоминала своего мужа Николая Петровича Шереметева. Он был прямым потомком знаменитого боярского рода "Шереметевых благородных", избежал преследований при советской власти. Из-за любви к ней он пошёл на разрыв с роднёй, остался в большевистской России и добился-таки её руки. Он был хорошим музыкантом, сочинял музыку к вахтанговским Могила Цецилии Мансуровой на Новодевичьем кладбищеспектаклям разных лет. Трагически погиб на охоте при невыясненных до конца обстоятельствах...
Внезапно, ни с чем не совместимо, точно радуга в полночь после грозы, появился Указ о присвоении Мансуровой почетного звания народной артистки СССР...
Умерла Цецилия Львовна Мансурова 22 января 1976 г. Гроб с её телом был установлен в фойе Театра имени Евгения Вахтангова. Все знали, что смерть пришла к ней как избавление от разлуки со сценой, с учениками, как спасение от безумия. Но все были подавлены. Со смертью Мансуровой прерывалась одна из последних нитей, ведущих всех к самому Вахтангову...
Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.
1. Дорогой мой человек - 1958 - Ашхен Оганян
2. Мраморный дом - 1972
Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
А.Кравцов "Жили-были кумиры"
Фотографии из энциклопедии "Кругосвет", с официального сайта Театра им. Евг.Вахтангова и из архивов автора.
Также материалы предоставлены Инной Джужа (г.Киев