Легендарный английский коллектив CATAPILLA - одно из самых славных музыкальных "открытий" прогрессивного лейбла Vertigo.
Их можно назвать своеобразным ответом на такие гениальные команды как COLOSSEUM, CRESSIDA и AFFINITY. По сути, сочетание черт этих ансамблей - джазовая составляющая первых, мелодичность вторых и экспрессивность последних - и подарило нам столь необычное звучание, которое зовется the embryonic fusion
of CATAPILLA.
Первоначально состав группы составили Malcolm Frith (drums), Dave Taylor (bass), Graham Wilson (guitar) и солидная (по меркам того времени) духовая секция (Hugh Eaglestone, Robert Calvert, Thierry Rheinhardt). Место у микрофона занял певец Джо Мик (Joe Meek).
Через некоторое время п
осле образования группы, их заметили в компании Orange music. Они помогли ансамблю организовать выступление для представителей музыкальной индустрии. Это привело к тому, что в 1971 году CATAPILLA приметил менеджер BLACK SABBATH Патрик Миэн (Patrick Meehan), он предложил свои услуги продюсера при зап
иси первой пластинки. К тому моменту в составе произошла довольно необычная перестановка - место покинувшего группу вокалиста заняла его Анна (Anna Meek). В таком составе CATAPILLA записала свой self-titled альбом.
По выходу работы критика сразу кинулись приклеивать ярлыки и давать свои названия са
унду группы. Джаз-прог, симфо-прог, даже acid Canterbury - фантазии хватало на многое, самое удивительное, что музыка действительно позволяла судить о себе такими категориями. Альбом состоял из четырех композиций - две короткие пьесы и две продолжительные, в которых отводилось много места импровизац
иям. Почти все композиции сочетали хард-роковые рифы, джазовую "медную" секцию и неистовый вокал Анны Мик. В ее резком, необычном пении находили что-то сатанинское, а исполнение сравнивали с причитаниями ведьмы.
В 1971 году уже много групп пошли по пути сочетания прогрессивного рока, психоделии и д
жаза и работы многих увенчались успехом - ROOM, COLOSSEUM, AFFINITY, MANFRED MANN CHAPTER THREE (см. рецензию). Музыканты из CATAPILLA, хотя и не были во главе парада, звучали своеобразно и непохоже даже на своих коллег. Им не часто доводилось выступать в качестве headliner'а, но имена исполнителей,
с которыми они делили сцену, говорят о многом - Рой Харпер (Roy Harper), Грэм Бонд (Graham Bond).
В 1972 году, перед записью второго альбом "Changes", в составе произошли серьезные перестановки. Полностью изменилась ритм секция (Bryan Hanson - drums, Carl Wassard - bass), появился клавишник Ральф
Ролинсон (Ralph Rawlinson). Особо заметно сказалось сокращение численности "духовиков", остался лишь саксофонист Роберт Калверт. И именно его инструмент вышел на первые роли на втором альбоме.
"Changes", как и предшественник, состоял из четырех композиций. И хотя стиль остался прежний - прогрессивн
ый джаз-рок с сильным влиянием психоделии - акценты были расставлены иначе. Хард-роковое звучание ушло на второй план, лишь импровизации содержали несколько тяжелых гитарных моментов (Thank Christ for George). Мрачное, "ведьминское" началo музыканты также попытались преодолеть, продемонстрировав, та
ким образом, иную грань своего таланта - красивый, душевный джаз-рок. Особо привлекают внимание вступление к 12-минутному эпику Reflection и чарующая композиция Charing cross. Но как было отмечено ранее, это всего лишь изменение пропорций в "коктейле" под названием CATAPILLA - музыканты отнюдь не за
были свои психоделические корни, позволив им в полной мере раскрыться в импровизациях.
К сожалению, CATAPILLA не смогла выдержать конкуренции своих коллег по сцене, и вскоре после выхода второго и последнего альбома коллектив распался. Так исчезла еще одна легенда начала 70х, группа, которая, по сл