Акын, жырау, видный представитель казахского устного поэтического творчества
Бухар-жырау Калкаман-улы - казахский акын, жырау, видный представитель казахского устного поэтического творчества. Бухар-жырау родился в 1668 г. в Баян-ауле в местечке Суйхар-Ния, умер там же в 1781 г. По словам главного исследователя его жизни и творчества Машхура - Жусупа Копеева, собирателя произ
ведений жырау, Бухар происходит из рода Аргын. Отец Бухара Калкаман был батыром.
О социально активной жизненной позиции Бухара свидетельствует его деятельность в качестве судьи (бия) уже в молодом возрасте. О завоеванном им в эти годы авторитете говорит тот факт, что вместе с Казыбеком, Толе б
и и Айтеке би он участвовал в составлении свода "Законов Тауке хана". Выходец из народа, Бухар благодаря доблести и красноречию "из простых стал ханом", "из черных стал светлым", считаясь по праву влиятельнейшим бием своей эпохи.
Феномен Бухара-жырау - его слово, затронувшее самые глубокие жиз
ненные струны народной толщи и потому оказавшееся действенным. И сказано оно было в годину сверхвысокого напряжения и жестоких испытаний для казахского народа. Быть или не быть - так стоял перед ним вопрос. Джунгары наступали на казахскую землю как смерч, уничтожающий все признаки жизни на своем пут
и. А рядом уже явственно ощущалось испепеляющее дыхание двух гигантов - России и Китая, алчно посматривавших на нашу территорию, казавшуюся им геополитическим вакуумом. Тиски, окружившие казахскую степь, были поистине стальными. Но самым страшным для народа был его внутренний враг - повсеместно проц
ветающие трусость, слабость, дряблость, приспособленчество, желание бежать от врага да и вообще от любых проблем куда глаза глядят, сочетаемые с разбродом, мелкими клановыми интересами, одержавшими верх над патриотическим долгом. Все это в совокупности породило неумение и нежелание степной верхушки
подняться на уровень общенациональных проблем, сплотив народ под единым знаменем. Вот на каком поистине нервном, исторически сложном переплетении возник феномен Бухара-жырау, сумевшего взойти на гребень событий, не поддавшись всеобщему унынию и разочарованию. В чем-то проблемы, стоявшие перед Бухаро
м, сходны с нынешними.
Только тогда, в XVIII в., враг, грозивший существованию народа, был виден отчетливей, рельефней. В XX же веке обстоятельства, разрушившие историческую и духовную основы бытия, внесшие эрозию в его ткань, действовали так долго, что казахская нация постепенно свыклась с по
терей своего этнического облика, языка, менталитета, со своей манкуртизацией. Этим объясняется то обстоятельство, что фигура Бухара-жырау, столь значительная в деле становления национального самосознания, не заняла достойного места в исследованиях, разработках и публикациях по истории политической и
общественно-философской мысли.
Золотая страница в жизни казахского народа - это встреча Бухара-жырау с ханом Аблаем. В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов был Аблай. Он хотел объединить все три жуза в единое
могучее централизованное государство. Бухар, сам лелеявший эту мечту, считал Аблая исполнителем своих заветных стремлений и, став его советником, поддерживал его словом и делом. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Аблая, становятся в логически выстроенный, естестве
нный ряд мысли Бухара об обществе и его устройстве, о назначении и роли правителя, о силе духовной сплоченности и бессилии раздробленного народа. К тому же Бухар единственный и непревзойденный летописец, которому можно верить на слово в силу его реального участия в исторических событиях эпохи.
Слово Бухара - весомое и мудрое. Благодаря его жырам "Садыр, кайда барасын", "Айналасын тер туткан", "Ой, Абылай, Абылай", "Ей, заманай, заманай", "Ашуланба, Абылай" мы можем проследить воочию за живым процессом разворачивания истории. Бухар - это осколок эпохи и в то же время зеркало социальной жи
зни своего времени. Он не задавлен повседневностью, а призывает казахов задуматься над тем, что не одной материей живет человек. "Не ввергай себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю, скот может погибнуть, земля останется и после тебя. Довольствуйся посланным богом, подумай о своем достоинстве" - в
зывает Бухар-жырау к своему соплеменнику. Ему удалось настолько впитать в себя богатство устного творчества и выразить через его традиционные мотивы свое время, что его по праву можно считать одним из родоначальников казахской литературы, запечатлевшейся в памяти и сознании народа.
Батыры, выд
винувшиеся в эпоху Аблая и ставшие его соратниками, чтили Бухара как великого человека и идейного вдохновителя. Богенбай, которого в 1710 г. выбрали предводителем в борьбе с джунгарами, почитал за честь свою дружбу с Бухаром-жырау. В поэме Бухара "Сабалак" описано торжество провозглашения Аблая хано
м, произошедшее в 1734 г. Бухар с удивительной проницательностью угадал гений Аблая, искренне поверив в него. Аблай со своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслителя, истинного певца своего народа, выразителя его дум и чаяний.
Будучи советником Аблая в высшем человеческом смысле этого с
лова, Бухар настойчиво проводил идею единения казахов внутри государства, призывал к мирной политике с Россией в силу геополитического устройства, обязывающего казахов сотрудничать с русскими.
Призывая к единству, проповедуя сплоченность, Бухар выступает как поэт-патриот. Поднимая самые важные