Брунзи Уильям Ли Конли (26 июня 1893, Скотт, Миссисипи - 15 августа 1958, Чикаго, Иллинойс) - американский блюзовый певец, гитарист, автор более 300 блюзов, один из наиболее популярных кантри-блюзменов довоенной эпохи и типичный представитель первой (доэлектрической) волны городского чикагского блюза.
Родился в крестьянской семье. Подростком подрабатывал игрой на свадьбах, танцах и пикниках В юности Брунзи работал батраком, и первое развитие его безошибочно узнаваемый, громкий голос с замечательным диапазоном и гибкостью получил тогда, когда он ходил за мулом. Еще ребенком Брунзи сам сделал себе скрипку и стал учиться играть на ней под присмотром своего дяди. Некоторое время он работал проповедником, однако затем посвятил себя светской жизни исполнителя блюзов. Отслужив в армии во время Первой мировой войны, он переехал в Чикаго, где выучился играть на гитаре под руководством "Папы" Чарли Джексона (Papa Charlie Jackson).
Несмотря на то, что как гитарист Брунзи начал довольно поздно, он очень скоро стал достиг уровня значительного мастерства, и на его первых записях, сделанных в конце 20-х годов, мы уже слышим беглую и уверенную игру гитариста в рамках как блюзовой, так и регтаймовой форм. Голос Брунзи при его четкой дикции сохранил оттенки, характерные для сельского исполнителя, но его игра была "по-городскому" виртуозной и уверенной. Тематически его блюзы были ориентированы на чернокожих американцев, которые, как и он сам, недавно переехали на промышленный Север США, но сохранили семейные и культурные связи с южными штатами. В этом качестве музыка Брунзи является примером движения блюза от народной музыки некоторых областей Юга к национальной индустрии развлечений.
Считается, что в 30-х годах среди блюзменов именно его пластинки расходились наибольшими тиражами. Он также много записывал как аккомпаниатор, в частности, со своим сводным братом Уошбордом Сэмом.
Иногда компании грамзаписи использовали Брунзи в для поиска новых талантов; его высоко ценили как аккомпаниатора - к 1942 году он записал сотни композиций в этом качестве, наряду с более чем двумя стами вышедших в свет и большим количеством невышедших записей, сделанных им в качестве солиста. Его сольные записи, как правило, следовали изменениям музыкальных вкусов публики: к середине 30-х он практически всегда записывался с небольшой группой в составе пианино, ритм-секции и, зачастую, медных или деревянных духовых, хотя сочный, выдержанный звук его гитары всегда был на переднем плане.
Несмотря на его несомненный звездный статус (до 1949 года на его пластинках, выпускавшихся для чернокожих слушателей, не было необходимости упоминать его полное имя - достаточно было обозначения "Big Bill"!), сомнительные финансовые выгоды участия в индустрии звукозаписи не позволяли ему всецело посвятить себя музыке до самой старости.
После Второй мировой войны Брунзи несколько утратил популярность у чернокожего слушателя, но к этому времени он практично переориентировался на более богатую белую публику, состоящую из любителей джаза и приверженцев зарождающегося движения фолк-возрождения.
В 1938 и 1939 принимал участие в знаменитых концертах From Spirituals To Swing в Карнеги-холл, организованных Джоном Хаммондом-старшим (John Hammond Sr.) и посвященных афро-американской музыкальной культуре. В 1947 сделал записи с электрогитарой и в сопровождении бас-гитары и ударных. Таким образом, Брунзи одним из первых начал работать в формате электрического чикагского блюза. Однако в дальнейшем он вернулся к акустическому фолк-звучанию. И в таком качестве гастролировал в 1951 по Европе. .
В 1951 году стал одним из первых блюзменов, выступивших в Европе. Брунзи помногу записывался, радикально меняя свой репертуар и исполняя то хорошо известные старые блюзы ("Trouble in Mind"), то блюзовые баллады ("John Henry"), то популярные песни ("Glory of Love"), а то даже песни протеста вроде остроумной "When Do I Get to Be Called a Man".
Он стал блестящим рассказчиком и не переставал совершенствовать свой свинговый, беглый стиль игры, хотя на медленных композициях его звучание могло быть несколько манерно, в манере Джоша Уайта (Josh White). Новая аудитория Брунзи обожала его, а молодые чикагские блюзмены относились к нему с глубоким почтением. В 1955 году вышла в свет увлекательная, полная занимательных историй автобография Брунзи, составленная на основе его писем Янником Брюино (Yannick Bruynoghe) - тут необходимо заметить, что Брунзи научился писать только в 1950 году у студентов Государственного университета штата Айова (Iowa State University), где он в то время работал дворником.
Два года спустя у него был диагностирован рак горла и легких. Несмотря на сильные боли, Брунзи продолжал выступать, пока был в состоянии ходить.
Известно также, что Брунзи активно помогал молодому Мадди Уотерсу (Muddy Waters), когда тот прибыл из Миссиссиппи в Чикаго и делал первые шаги на местной сцене. Позднее, когда Брунзи не станет, благодарный Уотерс в память о старшем товарище запишет целый альбом песен Большого Билла - "Muddy Waters Sings Big Bill Broonzy".
В 1980 имя "Биг" Билла Брунзи внесено в "Зал славы "Блюз Фаундейшн".
В жизни Брунзи был гордым, решительным человеком, он был одной из центральных фигур в истории блюза как в эпоху блюза - музыки чернокожих американцев, так и тогда, когда блюз узнали и полюбили во всем мире.