Австрийский психоаналитик и педагог, наиболее известный своими работами по реабилитации детей с нарушениями в эмоциональной сфере.
Австрийский психоаналитик и педагог, наиболее известный своими работами по реабилитации детей с нарушениями в эмоциональной сфере. Беттельхайм считал, что наилучшим подходом к лечению аутизма являются не принудительные меры, а постоянный контакт и поддержка со стороны медицинского персонала. Заметным явлением стали публикации Беттельхайма, основанные на его опыте и наблюдениях: Любви недостаточно (Love Is Not Enough, 1950), Беглецы от жизни (Truants from Life, 1955), Опустевшая крепость (The Empty Fortress, 1967), Дом для сердца (Home for the Heart, 1974). Высказанное в Опустевшей крепости мнение, что аутизм является результатом неправильного обращения родителей с ребенком, теперь считается спорным, поскольку выявлена роль генетической компоненты этого заболевания.
Значителен вклад Беттельхайма в разработку проблем коллективного поведения в современном обществе, особенно анализ психопатологических явлений в нацистских концентрационных лагерях. Ключевой его работой в этой области является статья Индивидуальное и массовое поведение в экстремальных ситуациях (Individual and Mass Behavior in Extreme Situations, 1943). Тема массового поведения наиболее полно раскрыта в книге Знающее сердце (The Informed Heart, 1960).
Беттельхайм родился в Вене 28 августа 1903, изучал историю искусств, психологию и философию в Венском университете. В 1938 был арестован нацистами и отправлен в концентрационный лагерь Дахау, а затем в Бухенвальд. Был освобожден в 1939 и эмигрировал в США, где преподавал психологию в колледже Рокфорда (шт. Иллинойс), а затем в Чикагском университете (с 1944). После выхода в отставку в 1973 продолжал лекционную и писательскую деятельность. Умер Беттельхайм в Силвер-Спринг (шт. Мэриленд) 13 марта 1990.
Среди важных работ Беттельхайма – Дети мечты (Children of the Dream, 1960), анализ личностного развития в израильских киббуцах; Польза зачарованности (The Uses of Enchantment, 1976), исследование сказок, показывающее их позитивную роль в овладении детьми реалиями внешнего мира; Фрейд и душа человека (Freud and Man's Soul, 1983), где высказывается мнение о неправильности американских переводов Фрейда, что привело к искажению его взглядов.