. ..Как композитора, его сравнивают с Ленноном и МакКартни. В роли продюсера он не менее известен своими эксцентричными методами, чем легендарный Фил Спектор. В роли исполнителя он уже прочно утвердился в многотомной истории явления эпохального масштаба, известного как "рок–музыка" (слышали такое, наверное?). Он совершенно еще не старый и тем не менее имеет право гордиться тем, что его песни являются любимыми у огромного количества народа, причем разговор о возрасте тут неуместен.
"Музыка — это любовь в ее наивысшем проявлении"
. ..Как композитора, его сравнивают с Ленноном и МакКартни. В роли продюсера он не менее известен своими эксцентричными методами, чем легендарный Фил Спектор. В роли исполнителя он уже прочно утвердился в многотомной истории явления эпохального масштаба, известного как "рок–музыка" (слышали такое, наверное?). Он совершенно еще не старый и тем не менее имеет право гордиться тем, что его песни являются любимыми у огромного количества народа, причем разговор о возрасте тут неуместен.
Впрочем, "народ" — понятие собирательное, подкинем немного личностей — к примеру, сам МакКартни, Том Петти, Элтон Джон, Нейл Янг, Боб Дилан, Питер Бак из R.E.M. (знакомые какие–то все имена, вам не кажется?). И даже свехэнергичный Кейт Мун с манерами заматеревшего панка из группы WHO, прославившейся далеко не нежными песенками: да, тот самый агрессивно–чувствительный Кейт Мун, взорвавший с десяток отелей и натворивший уйму прочих страшных вещей (да ладно уж, главное —было весело), как дитя, впадал в истерическую эйфорию, едва уловив своими тонкомузыкальными ушами его голос, поющий "I Get Around". Вообще Мун обожал BEACH BOYS. Вы уже догадались, причем тут BEACH BOYS?. Естественно, речь идет о Брайане Уилсоне (Brian Wilson), причем не как о жалком останке этой группы, вернее, напоминании о ней, просто о нем самом, в его индивидуальном соло–выражении.
Наверное, многим интересно, к чему тут вдруг вспомнили одного из старых героев рок–н–ролла? Повод действительно есть, причем официальный и торжественный: Брайан, в сущности, упрямо молчавший десяток лет, выдал новый альбом, в общем–то, не изменив самому себе — по словам сопродюсера Джо Томаса "это звучит в точности как альбом BEACH BOYS, где Брайан записывает все партии сам". Почему–то не удивляет: от некоторых людей мы просто не имеем права ожидать чего–либо плохого.
Как лидер BEACH BOYS и как соло–исполнитель, Уилсон создал неимоверное количество произведений, вошедших во все хит–парады и повлиявших на несколько поколений подряд. Его называли "творческим двигателем" группы. Альбом "Pet Sounds" МакКартни назвал "возможно, альбомом столетия" (словом "возможно" прикрывая гениального битловского "Пеппера", во многом, впрочем, навеянного вышеупомянутой LP).
Сам Брайан начал свое музыкальное образование еще до того, как научился говорить, — ему повезло с артистичной семейкой, способствовавшей развитию его композиторского таланта (известная схема "церковный хор—радио—записи—пластинки—репетиции"). К тому же у ребенка был идеальный слух.
Еще у него было три брата — два родных Dennis и Carl и двоюродный Mike Love. Объединив одно с другим (слух с родственниками, я имею в виду), он создал не что иное, как величайшую (ну... одну из...) группу в истории. Это Деннис посоветовал Брайану тогда написать песню в честь новейшего тинейджерского увеличения 60–х — серфинга. В дальнейшем тема, естественно, развилась. Обычный банальный серфинг стал музыкальной легендой. Сим видом спорта для удобства и назвали новоизобретенный стиль — "surf–music".
В период с октября 1962–го по май 1966 года Брайан сочинял, аранжировал и продюсировал музыку для двенадцати незабываемых альбомов (о BEACH BOYS можно писать страницами и томами, но речь идет все же о Брайане, поэтому преодолеем соблазн размахаться сверхдозами информации). С годами довольно банальная тематика песен типа "солнышко–пляжики–девочки" и т.п. уступила место простым, но серьезным и действительно глубоким вещам. Тогда Брайна решил, что необходимо идти дальше. О его новаторстве в экспериментах со звуком даже нет смысла говорить, достаточно вспомнить тот же Pet Sounds — до сих пор не верится, то это записывалось в 65 году, когда многоканальная аппаратура еще только–только обосновывалась в самых навороченных студиях.
В 70–х и 80–х годах Брайан продолжал работать с BEACH BOYS, тем не менее его все больше тянуло к безграничным возможностям сольного творчества. В 1988 году, несмотря на определенные трудности в личной жизни, он выпустил первый соло–альбом, назвав его для краткости "Brian Wilson" (а как же? Чтоб знали!!!). Тепло воспринятый расслабившимися критиками, он содержал одну из любимых песен самого автора "Love & Mercy". В 1995 году вышел документальный фильм, посвященный Уилсону, "I Just Wasn’t Made For This Times" (что–то насчет того, что беднягу угораздило родиться не во время. Хотя, если честно, нам бы в то время...), тогда же был выпущен саундтрек к нему. При желании тоже может сойти за соло–альбом. Еще знаменитый уилсоновский вокал отлично украшает альбом его старого приятеля–соавтора Van Dyke Park "Orange Crate Art". Иногда он вспоминал о BEACH BOYS, что было весьма уместно; например, в 1966 году он взял и пошел в студию, чтобы добавить свой голос и продюсерские способности в альбом, посвященный BEACH BOYS, "Stars & Stripes", где разные музыканты "для души" перепевают песни любимой группы, тем самым безжалостно превращая их в каверы...
В 1996 году Брайан публично проявил глубокие отцовские чувства, работая над проектом своих дочерей Carnie & Wendy — альбомом "Wilsons" (перспективно назвали), вышедшим год назад. (Да, хорошо, когда папа — BEACH BOYS; хотя... врать не буду, альбом не слушала — возможно, девушки и правда генетически переняли отцовский талант). А в 1997 году соло–произведение Брайана для пианино, без вокала, "That Isn’t Love" появилось на сборнике лейбла Windham Hill’s "Songs Without Words".
В том же году, 6 мая, Уилсону выпала честь "введения" трех знаменитых братьев Gibb (ну, это те самые BEE GEES) в Зал Славы Рок–н–ролла в Cleverland. Там он исполнил отрывок из своей песни "Too Much Heaven" и произнес довольно эффектный спич, умело проведя параллели между братьями и самими Уилсонами, аккуратно и без обиды отметив склонность Гиббов к подражанию BEACH BOYS. При этом он повторял искренне, что он "so proud of them and so proud", очевидно, считая, что ориентировка на BEACH BOYS заслуживает поощрения даже со стороны самих объектов подражания.
Несмотря на обилие работы, у Брайна даже есть время для личной жизни, что, несомненно, радует. В 1995 году он женился на Мелинде Ledbetter, а через год очередной раз стал папочкой, на этот раз Daria Rose Wilson (Даша по–нашему). Что касается трудностей... известно, что за этот год Брайан пережил не только смерть матери (Andree Wilson), но и трагический уход из жизни своего брата Карла. В связи с этим 9 февраля он сделал небольшое официальное заявление: "Мир потерял прекраснейший голос и одного из наиболее духовно одаренных людей, которых я когда–либо знал. Нет смысла повторять, что всем нам будет его очень не хватать. Я уже не смогу писать музыку так, как раньше, без Карла. Я до сих пор не могу поверить, что мы никогда не будем петь вместе. Он всегда поддерживал мои начинания. Его памяти я посвящаю свою будущую музыку моему брату Карлу". По словам его близких, заметно, что Брайан не собирается сдаваться. "Я всего лишь должен помнить, — говорит он, — что смерть — это часть жизни".
О неиссякаемой жизненной энергии этого человека свидетельствует его альбом, вышедший 16 июня под истинно по–ленновски простым названием "Imagination" и с истинно уилсоновскими песнями, если можно так сказать. Очевидцы процесса записи все как один утверждают, что все поистине гениальное, воодушевленное и амбициозное. На полуриторические вопросы прессы о том, почему же он вдруг решил записать очередной альбом, Брайан отвечает: "Мой энергетический уровень очень сильно поднялся. Так хорошо я себя не чувствовал уже много лет. Я снова чувствую себя молодым, правда! Оттуда, где я сейчас нахожусь, действительно замечательно сочинять музыку. Это как пинок в зад, понимаете? Это правда здорово, и я этим просто наслаждаюсь!".
Для записи Уилсон, по его словам, залез в достаточную глушь — его студия располагается в пригороде Чикаго (ну, у них это глушь), и, кажется, ему там вполне нравится, во всяком случае, во всех интервью он это повторяет. Ему можно верить. Сопродюсером альбома почетно назначен Joe Thomas, бывший президент и основатель лейбла River North records, раньше уже работавший с Уилсоном. Альбом уже завершен, и результат, как сказал Томас, "уникален". "Здесь некоторые вокалы 64–дорожечные! — гордо заявляет он. — А это всего лишь бэк–вокалы!!! Это заняло уйму времени, но итог того стоит".
Сам Брайан не склонен распространяться относительно грандиозности своего альбома. Скромность не унижает великих людей. Он просто любит заинтриговывающе порасуждать на духовном уровне. Недавно он сказал: "По–моему, чтобы сочинять великую музыку, ты должен доверять своим чувством. Для меня написание песни включает в себя огромную часть души, сердца, боли и счастья. Для меня этот альбом — очень личное переживание. Мои песни — отражение меня самого, того, кто я есть сейчас... У меня такое ощущение, что он особенный, этот альбом. Это не пустые звуки. Там и правда особенное содержание. И так и должно было быть. Музыка — часть души, поэтому она вечная, понимаете? Именно поэтому мы собрались и просто отлично поработали".