Начав писать в юном возрасте, Брайан Олдисс сумел стать одним из живых классиков современной научной фантастики. Талантливый во многом, более всего Олдисс известен именно своими литературными трудами; одинаково хорошо ему удавалось и создавать собственные книги, и собирать воедино лучшие из чужих шедевров.
Отец Олдисса управлял магазином, который когда-то основал еще дед Брайана; семейство проживало непосредственно над магазином. Писать рассказы Брайан начал уже в 3 года; творчество его мать аккуратнейшим образом сохраняла. В 6 лет мальчика отправили учиться в интернат; там он обучался почти до конца подросткового возраста. Во время Второй мировой Олдисс примкнул к королевским войскам связи; ему даже довелось 'понюхать порох' в Бирме (Burma). Армейский опыт позже отразился во вто
рой и третьей книгах о Горацио Стаббсе (Horatio Stubbs), 'A Soldier Erect' и 'A Rude Awakening'.
После войны Олдисс торговал книгами в Оксфорде. В этот период она написал несколько коротких рассказов о работе вымышленного книжного магазинчика; рассказы эти привлекли внимание редактора британского издания 'Faber and Faber' Чарльза Монтейта (Charles Monteith).
В 1954-м 'The Observer' объявили конкурс рассказов, сюжет которых должен был разворачиваться в 2500-м году. Рассказ Олд
сса 'Not For An Age' по голосованию читателей занял третье место.
Неплохо – хотя и не блестяще – прошли также 'The Brightfount Diaries'; издательство предложило Брайану дальнейшее сотрудничество. Олдисс признался в любви к научной фантастике, чем окончательно сразил издателей – те как раз числили в своих рядах немало поклонников жанра. Вскоре свет увидел первый его сборник рассказов; через некоторое время Олдисс понял, что по доходности занятия литературой стали уже абсолютно
равнозначны работе в магазине и переключился исключительно на написание новых рассказов и повестей.
В 1964-м Брайан Олдисс и Гарри Гаррисон (Harry Harrison) создали первый в истории журнал критики научно-фантастических произведений 'Science Fiction Horizons'; продержался он недолго (свет увидели всего 2 выпуска), однако интересной информации на страницах его опубликовано было немало.
Писателем Брайан Олдисс был чрезвычайно талантливым, однако ничуть не меньшую славу ему прине
сли его антологии. Для 'Faber' Брайан собирал сборники рассказов на научно-фантастические темы из серии 'Introducing SF' и сборники 'Best Fantasy Stories'.
В 1961-м Олдисс выпустил антологию научно-фантастических рассказов, издававшихся когда-то 'Penguin Books'; принята она была чрезвычайно тепло, в дальнейшем еще несколько раз перепечатывалась, да и продолжения ('More Penguin Science Fiction' 1963-го и 'Yet More Penguin Science Fiction') за ней последовали. Продолжения, кста
и, оказались ничуть не менее удачными, чем оригинал; позже их даже переиздавали одной серией и под одной обложкой.
Космические зонды, запущенные в 60-х и 70-х, нанесли по классическим НФ-историям о Венере как планете тропических джунглей, довольно серьезный удар; на этот удар Олдисс и Гаррисон ответили сборником 'Farewell, Fantastic Venus!', собравшим на своих страницах целый ряд классических рассказов о Венере. Вместе с Гаррисоном Олдисс работал и над другими антологиями – вр
де серии 'The Year's Best Science Fiction'.
Олдисса считают изобретателем нового формата сверхкоротких рассказов, так называемых 'минисаг'. 'The Daily Telegraph' когда-то устраивали конкурсы на лучшую минисагу; Олдисс в этом конкурсе был судьей, да и антологии минисаг выпускать ему доводилось.
Успел попробовать себя Брайан Олдисс и в качестве художника; его абстрактные картины в стиле Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) и Василия Кандинского снискали ему определенную славу