Сложно сказать, какой жанр более близок американскому режиссеру Брайану Де Пальме. Он начинал свою карьеру как последователь Альфреда Хичкока, но известность приобрел как автор гангстерского кино. И в том, и в другом жанре режиссер снял несколько фильмов, достойных для изучения будущими поколениями. Однако коммерческий успех получили его гангстерские саги и фильмы в стиле нуар.
Брайан Де Пальма появился на свет в Нью-Джерси, в городе Ньюарк 11 сентября 1940 года. В детстве Брайан увлекся астрономией и физикой, решив в дальнейшем изучать эти дисциплины. В 17 лет он удостоился награды за доклад о применении кибернетики.
Окончив школу, Де Пальма поступил в Колумбийский Университет на физический факультет, где продолжил свои изыскания в астрофизике. Его жизнь резко изменилась после просмотра картины Альфреда Хичкока 'Головокружение'. Брайана настолько впечатлил фильм, что он решил бросить университет и посвятить жизнь кино и театру.
В 1960 году на 16-миллиметровую камеру Брайан снял свою первую короткометражку. На протяжении 8 лет режиссер экспериментировал, пробовал, искал собственный почерк. Первой по-настоящему удачной картиной Де Пальмы стала лента 'Приветствия' (1968). Это была комедийная история о трех приятелях, которые обсуждали проблемы американского общества 60-х годов. Фильм имел большой успех на Берлинском фестивале, где получил 'Серебряного медведя' за лучшую режиссуру.
В картине одну из ролей исполнил тогда еще молодой начинающий актер Роберт де Ниро, который появился и в следующей работе режиссера 'Свадебная вечеринка' (1969). Съемки в фильмах Де Пальмы стали хорошим стартом в актерской карьере де Ниро.
В 70-х годах Де Пальма начал снимать триллеры, чтобы отдать дань уважения своему учителю и
вдохновителю Альфреду Хичкоку. Особенно показательной является картина 'Сестры' (1973), где прослеживается четкая связь с фильмом Хичкока 'Окно во двор'. Фильм не имел коммерческого успеха, но дал понять в каком направлении будет двигаться режиссер.
В 1976 году вышел фильм ужасов 'Кэрри', который стал первой экранизацией писателя Стивена Кинга. Критики отметили большую изобретательность Де Пальмы в постановке сложных сцен и похвалили его за хорошо сделанный фильм. Картина имела огромный успех и дала путевку в жизнь молодым актерам Джону Траволте и Сисси Спейсек.
Коммерческий успех фильма 'Кэрри' позволил Де Пальме реализовать свои давние проекты. Он и дальше продолжил разрабатывать хичкоковские мотивы и темы. Наибольшее влияние 'короля саспенса' ощущается в картинах 'Ярость' (1978) и 'Бритва' (1980), которые со временем стали классикой триллера. Немногим отличается фильм 'Прокол' (1981), ставший своеобразным парафразом знаменитого 'Фотоувеличения' Антониони.
В 80-х годах Де Пальма неожиданно для всех обратился к жанру гангстерской саги. В 1983 году вышел один из самых известных его фильмов 'Лицо со шрамом', сценарий к которому написал Оливер Стоун. Фильм является ремейком классической картины Говарда Хоукса и рассказывает о кубинском беженце, который прошел путь от обычного бандита до короля преступного мира под именем Тони Монтана. Картина вызвала неоднозначную реакцию кр
итиков, но вскоре стала культовой, заняв достойное место среди лучших работ гангстерского кино. Примечательно, что фильм получил несколько номинаций на 'Золотой глобус', тогда как Де Пальма был номинирован на 'Золотую малину' как худший режиссер.
После нескольких неудачных работ режиссер поставил фильм 'Неприкасаемые' (1987), который стал одним из лучших боевиков 80-х годов. Картина рассказывает о борьбе полиции с Аль Капоне – известным гангстером времен Великой Депрессии. Мастерски закрученный сюжет и актерский состав первой величины (Роберт де Ниро и Шон Коннери) обеспечили фильму невероятный успех. Он собрал около 80 миллионов долларов в прокате, став одним из самых кассовых фильмов года. Критики также хвалили картину, осыпав ее наградами и номинациями. За лучшую второстепенную роль Шон Коннери получил заветную статуэтку 'Оскар'.
В 1989 году вышел фильм 'Военные потери', затрагивающий болезненную для американского общества тему вьетнамской войны. Учитывая уже признанные шедевры Стоуна, Копполы, Кубрика, Де Пальма пошел на мужественный и рискованный шаг, пытаясь сказать еще несказанное. Однако он не оправдал себя. Фильм был проигнорирован публикой и полностью провалился в прокате. Такую же судьбу ждала и следующая работа режиссера 'Костер тщеславия' (1990).
В 90-х годах Де Пальма вернулся к своей излюбленной гангстерской теме, поставив несколько уд
ачных фильмов. В 1993 году он снял картину 'Путь Карлито', в которой снялся сам Аль Пачино. Фильм получил неплохие оценки критиков, однако суперпопулярным не стал.
Коммерческий успех ждал следующую работу режиссера 'Миссия невыполнима' (1996) с Томом Крузом в главной роли. Фильм был киноадаптацией известного шпионского телесериала и рассказывал о приключениях секретного агента Итана Ханта. Картина собрала в прокате 180 миллионов долларов, став одной из самых кассовых лент года.
В последнее время Де Пальма редко обращается к режиссуре. Среди его поздних работ стоит отметить фильм 'Роковая женщина' (2002), снятый в духе Хичкока, и яркий образец жанра нуар 'Черная орхидея' (2006). Последний рассказывает классическую историю 1940-х годов о двух полицейских, которые ведут расследование загадочных убийств. Девушка одного из них знает некоторые тайны, однако открывать все карты перед своим возлюбленным не спешит. Фильм не имел большой популярности, но был тепло принят киносообществом.
Начав свою карьеру с типичных хичкоковских фильмов, Брайан Де Пальма отошел в сторону гангстерского кино, получив в этом жанре признание и уважение. В то же время он создал несколько ярчайших образцов на стыке триллера и фильма ужасов, завуалировав их притягательной атмосферой в стиле нуар. Это дало повод говорить о нем, как о талантливом режиссере со своим почерком и своим подходом к киноискусству.