Семейный комедийный квинтет, невероятно популярный в Америке в 1930-х годах. Их комедийным стилем было вдохновенное сумасбродство - бросание тортов, пощечины, подножки и прочие весьма нехитрые шутки, которые смешили благодарную публику начала века почти до колик.
Их было пятеро, родились они в Нью-Йорке (New York City), в семье еврейских эмигрантов, выходцев из Германии (Germany) и Франции (France). Семья жила в Верхнем Ист-Сайде (Upper East Side), в окружении ирландского, немецкого и итальянского кварталов, и не могла похвастать особо высоким уровнем жизни. Отец их, Саймон Маркс (Simon Marx), выходец из Эльзаса (Alsace), работал портным; впрочем, на самом деле звали его Самуэль Маркс, а знали его и вовсе под кличкой 'Француз' (Samuel Marx, 'Frenchy'). Матушка, Минни Шенберг (Minnie Schönberg), была родом из Дорнума, Восточная Фризия (Dornum in East Frisia).
Старший из братьев Маркс - Леонард (Leonard), известный публике как Чико (Chico), родился 22 марта 1887 года.
Адольф (Adolph), он же Харпо (Harpo), родился через год после старшего брата, 23 ноября 1888-го. Кстати, после 1911 года его официальное имя переменилось на Артур (Art
hur); впрочем, зрители все же знали его как Харпо.
Третий брат, Джулиус Генри (Julius Henry), известный как Граучо (Groucho), родился 2 октября 1890 года.
Милтон (Milton) родился 23 октября, 1893-го, и публика знала его как Гаммо (Gummo).
Пятый брат Маркс - Герберт (Herbert), известный как Зеппо (Zeppo), - появился на свет 25 февраля, 1901 года.
Был в семье Маркс и еще один мальчик, Мэнфред (Manfred ('Mannie'), который умер, не дожив и до года. Кстати, наличие шестого брата не раз становилось темой споров - некоторые уверяли, что умерший во младенчестве Мэнни - красивый миф семьи Маркс, однако проверка этого факта подтвердила, что Манфред действительно появился на свет в 1886 году и умер 17 июля 1886 года. Так что, судя по всему, коллективу братьев-комиков по воле судьбы не суждено было стать секстетом.
Кстати, именно трое старших братьев составили впоследствии так назы
аемое ядро комической труппы 'The Marx Brothers'. Граучо всегда был в образе солидного бизнесмена; Чико играл медлительного и 'тормозного' пианиста-виртуоза; Харпо воплощал образ полного идиота с нелепой дудкой в руках, не произносящего ни единого слова.
Все братья Маркс с самого раннего детства проявили удивительные исполнительские и художественные таланты - Харпо практически был мультиинструменталистом, играя на шести музыкальных инструментах; Чико был прекрасным пианистом; Граучо играл на гитаре и пел; Зеппо также был гитаристом, а Гаммо пел.
Вскоре появился семейный ансамбль Маркс под названием 'The Six Mascots', в котором кроме братьев принимали участие матушка и тетка.
Их прекрасно знали на Бродвее, самым большим успехом их стала музыкальная комедия 'Скажу, что это она' ('I'll Say She Is').
В конце 1920-х публика увидела братьев в кино - так, одним из первых их филь
ов стала комедия 'Кокосовые орешки' ('The Cocoanuts'), выпущенная на 'Paramount Pictures'.
Примечательно, что одновременно с братьями Маркс выступал и великий комик всех времен Чарли Чаплин (Charlie Chaplin), конкурировать с которым было, мягко говоря, очень и очень сложно. Однако, братьям Маркс это прекрасно удавалось - в то время как Чаплин придумал свой незабываемый образ 'маленького, смешного человечка', Марксы создали на экране совершенно сюрреалистическую атмосферу 'безбашенности' или 'съехавшей крыши'. Они были неподражаемы, создавая абсурдные ситуации, а после выпутываясь из них, в то же самое время создавая еще более идиотские ситуации. Комедия абсурда, которую демонстрировали братья, превосходила все мыслимые пределы - никаких жанровых или стандартных шуток у комиков не было и быть не могло - они забирались все дальше в дебри нелепостей, тем самым доводя публику до исте
рического хохота.
Кстати, братья Маркс играючи нарушили и одно из неписаных правил комического жанра – не обыгрывать один и тот же эпизод более трех раз. Здесь они поступили с точностью до наоборот, повторяя одну и ту же сцену столько раз, что она становилась смешной именно из-за своей абсурдности.
'Обезьяньи проделки' ('Monkey Business', 1931), 'Лошадиные перья' ('Horse Feathers', 1932), 'Утиный суп' ('Duck Soup', 1933), 'Ночь в опере' ('A Night at the Opera', 1935), 'День на скачках' ('A Day at the Races', 1937) - над этими фильмами люди смеялись до слез, до колик, зрители ходили на них 'по кругу', выходя из зала и сразу же покупая билет на следующий сеанс.
Позже на экранах пошли менее успешные 'Гостиничный сервис' ('Room Service', 1938), 'В цирке' ('At the Circus', 1939), 'Большой универмаг' ('The Big Store', 1941) и 'Ночь в Касабланке' ('A Night in Casablanca', 1946).
1940-х квинтет начал потихоньку распадаться - каждый из братьев решил идти далее собственной дорогой.
Кстати, наиболее всех преуспел в карьерном плане Граучо - в 1950-х он вел очень популярную телевизионную игру; кроме того, он сыграл в кинофильмах и написал несколько книг, в том числе 'Граучо и я' ('Groucho and Me').
Автобиография Харпо вышла в 1961-м и называлась 'Гарпо заговорил!' ('Harpo Speaks!').
Известно, что все трое старших братьев Маркс умерли в Нью-Йорке. Чико – 11 октября 1961 года, Гарпо – 28 сентября 1964-го, Граучо – 19 августа 1977 года.
21 апреля 1977 года не стало Гаммо, а 30 ноября 1979 года ушел из жизни Зеппо, последний из братьев великого комической семьи.
Несмотря на то, что в нашей стране Братья Маркс и фильмы с их участием не популяризировались, весь мир запомнил как Великанов Смеха, их имена - в одном ряду с великим комиком по имени Чарли Чаплин