Большую часть своей жизни исландская певица Бьорк посвятила созданию экспериментальной музыки, не входящей ни в одну общепринятую классификацию. Ее завораживающий, экспрессивный голос просто невозможно забыть. Кроме музыкальной деятельности Бьорк активно снимается в кино. За роль в фильме 'Танцующая в темноте' певица была удостоена главной награды Каннского фестиваля.
Бьорк Гвюдмюндсдоуттир появилась на свет в Рейкьявике 21 ноября 1965 года. Ее родители были хиппи и придерживались свободных взглядов на жизнь. Они не любили чрезмерную дисциплину и строгое воспитание, поэтому девочка росла в атмосфере вседозволенности. Такая праздная, свободная жизнь сначала нравилась Бьорк, но повзрослев, она стала ее ненавидеть.
Страсть к музыке начала проявляться у Бьорк с раннего детства. Мать отдала ее в музыкальную школу, где она обучалась вокалу, игре на фортепиано и флейте. Однажды один из учителей послал на радиостанцию запись композиции в исполнении юной певицы. Услышав ее чудный голос, представители продюсерской компании предложили Бьорк записать сольный альбом, и она согласилась.
В дебютный альбом 'Björk' (1977) вошло 10 композиций, большую часть из которых составили кавер-версии популярных х
итов и фольклорные песни. Одна инструментальная композиция была написана самой певицей. В Исландии альбом стал 'платиновым', а Бьорк, которой едва исполнилось 11 лет, была признана самым многообещающим талантом.
В 14 лет Бьорк собрала панк-группу 'Spit and Snot', а затем джазовый коллектив 'Exodus'. В 1983 году ее новый проект 'Tappi tíkarrass' выпустил альбом 'Miranda'. Все ранние коллективы, в которых выступала певица, играли разную музыку, что было связано с поисками собственного стиля.
В 1986 году вместе с Тоуром Эльдоном и Эйнаром Ерном Бенедиктссоном Бьорк организовала группу 'The Sugarcubes'. Они играли альтернативный рок и даже приобрели некоторую популярность в США и Великобритании. Параллельно певица занималась сольной карьерой. Ее альбом 'Gling-Gló' был восторженно принят как слушателями, так и к
ритиками.
Участники группы имели разные амбиции, поэтому решили разойтись, чтобы избежать конфликтов и остаться друзьями. В 1992 году Бьорк переехала в Лондон, начав сотрудничество с известным продюсером Нелли Хупером. С ним певица создала свой первый хит 'Human Behaviour', а вскоре записала сольный альбом 'Debut' (1993).
В 1995 году вышел новый сольный диск 'Post', имевший еще большую популярность, чем 'Debut'. В британских чартах он поднялся до второго места, а в США стал 'платиновым'. Эти альбомы, похожие и по звучанию, и по содержанию, Бьорк назвала дуэтными.
Поворотным в творчестве исландской певицы стал альбом 'Homogenic' (1997), который создавался совместно с японским аккордеонистом Ясухиро Кобаяси. Он отличается от предыдущих работ смелыми экспериментами и концептуальностью. Альбом получился очень эмоциональным и напряженным, что свя
зывают с одним событием в жизни Бьорк. В 1996 году душевнобольной фанат заснял изготовление бомбы для певицы и выслал ей по почте. Только благодаря быстрой реакции полиции бомбу удалось найти и обезвредить. Под влиянием этого инцидента и был записан 'Homogenic'.
В 2001 году вышел совершенно другой альбом – спокойный и мирный 'Vespertine'. В нем присутствуют хоры, камерный оркестр и новая электроника. По словам Бьорк, в отличие от жаркого и эмоционального 'Homogenic', 'Vespertine' очень спокойный и представляет собой гармонию между душой и телом.
На этом эксперименты в музыке не закончились. Так, после чисто вокального диска 'Medúlla' (2004), не содержащего никаких лишних звуков, певица вернулась к электронной музыке и выпустила альбом 'Volta' (2007). 1 апреля 2007 года Бьорк отправилась в мировое турне в поддержку альбома, которое заверш
илось через полгода в испанском городе Эль-Эхидо. Этот концертный тур стал самым большим в карьере певицы, собрав миллионы фанатов по всему миру. В 2011 году Бьорк выпустила последний на сегодняшний день альбом 'Biophilia'.
Бьорк впервые появилась на экране в нашумевшей документальной ленте 'Рок в Рейкьявике' (1982). Часть картины создатели посвятили группе 'Tappi tíkarrass', в которой играла исландская певица. Спустя много лет состоялся ее дебют в игровом кино – она сыграла второстепенную роль в фильме 'Высокая мода' (1994) режиссера Роберта Олтмена. Ее настолько увлекла актерская игра, что она решила оставить на время музыку и посвятить себя кино.
К счастью, подвернулась интересная работа с Ларсом фон Триером. Скандальный режиссер предложил Бьорк не только написать музыку к его фильму 'Танцующая в темноте' (2000), но и сыгра
ть главную роль. Певица справилась с работой отлично. Она блистательно исполнила роль эмигрантки Сельмы, пожертвовавшей собой ради спасения сына. Ее игра получилась такой пронзительной и искренней, что взбудоражила и довела до слез мировую общественность.
На Каннском фестивале фильм удостоился 'Золотой пальмовой ветви', а певица – награды за лучшее исполнение главной роли. Европейская киноакадемия признала Бьорк Лучшей актрисой года. Ее песня 'I've Seen It All' также получила несколько наград и номинацию на 'Оскар'.
После триумфа 'Танцующей в темноте' Бьорк была открыта дорога в большое кино. Но для того, чтобы полностью посвятить себя этому виду искусства, ей пришлось бы бросить музыку. На это певица пойти не могла, поэтому выбрала компромиссный вариант. Она продолжила музыкальную карьеру, но иногда снимается в кино. Так, в 2005 году с ее уч
астием вышел фильм 'Рисуя границы-9'.
Бьорк умная и терпимая к людям женщина. Кажется, что она рождена для любви, но для нее важнее не быть любимой, а любить. И больше всего на свете она любит свою семью. Певица состоит в браке с американским художником Мэтью Барни, от которого в 2002 году родила дочь Исадоуру. Также у нее есть старший сын Синдри от участника группы 'The Sugarcubes' Тоура Эльдона.
Бьорк доказала всему миру, что является не только одаренной певицей, но и талантливой актрисой. Ее чувственная игра в фильме 'Танцующая в темноте' покорила миллионы зрителей. Однако гораздо больших успехов Бьорк достигла в музыке. Не попадающая ни под какие стандарты, она перевернула устои всего шоу-бизнеса. Обаятельная и хрупкая, дерзкая и эксцентричная, оригинальная и свободолюбивая – она уже заняла достойное место в истории современной поп-музыки